РП курса Избранные вопросы обществознания

1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы обществознания» составлена
на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта.
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого
государственного экзамена по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного
экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого
государственного экзамена по обществознанию.
- ФОП СОО по обществознанию
2. Содержание учебного курса
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание
экзаменационной работы. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор.
Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы.
Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий.
Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым
ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ по теме «Человек и общество»:
ключевые понятия и трудные вопросы. Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты.
Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного
прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы
человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой
информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная
значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль
Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений
динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность
современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного
мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее
основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1 данных содержательных линий.
Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек.
Познание» . Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность
человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека.
Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и
ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии.
Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их
классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность.
Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ
примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация
личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).
Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
2

Тренинг по выполнению заданий части 1 по данным содержательным линиям.
«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные
вопросы. Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе
социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права.
Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации.
Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы
государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской
Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека.
Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная
и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная
защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное
гуманитарное право.
Модели заданий части 1 и тренинг по выполнению заданий части 1 по данному содержательному
блоку.
Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ.
Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения. Промежуточный контроль по
выполнению заданий части 1 .
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий
закрытого типа части 1 на распознавание признаков понятий, характерных черт социального
объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с
отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности.
Анализ выполнения заданий части 1 с открытым кратким ответом: на завершение логических
схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками
социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из
приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и
выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» .
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство.
Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники
финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы.
Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие
ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение
специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции,
облигации и другие ценные бумаги. Деньги. экономика: внешняя торговля, международная
финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя.
Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная
плата и стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 и тренинг по выполнению заданий части 1 данной содержательной линии.
«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы
и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная
стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его
формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты.
Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические
общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной
России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных
суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с
позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
3

Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении
основных теоретических вопросов.
Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее
происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции,
формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и
движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический
режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое
государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс»,
«политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества».
Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных
суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной
практики.
Модели заданий части 1 и по данному содержательному блоку.
Тренинг по выполнению заданий части 1 по данному содержательному блоку.
Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ. Общая
характеристика заданий части 2.
Особенности заданий 17-20.
21-24 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов
по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения
в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений:
извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из
документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
Специфика заданий 21-25
21- задание с графиком, на определение спроса и предложение
22 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте и
формирование функциональной грамотности
23 – задание на знание основных положений Конституции РФ
24 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме
обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа.
25- альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по
определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний.
Итоговая работа в формате ЕГЭ
3. Планируемые результаты обучения
Предметными результатами являются в сфере:
Познавательной:
1. Получать относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.
2. Систематизировать знания ключевых понятий базовых для обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной
психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности.
3. Анализировать ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.
4. Находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие
термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями).
5. Давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей.
6. Быть готовым к успешной сдаче экзамена в формате ЕГЭ.
Ценностно-мотивационной:
4

1. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества.
2. Сопоставление основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
3. Аргументировать свою оценку по вопросам приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
Трудовой:
1. Объяснение особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних.
2. Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.
Эстетической:
1. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания.
2. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества.
Коммуникативной:
1. Характеризовать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности.
2. Объяснение новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
социальной информации.
3. Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения.
4. Понимание значения коммуникации в межличностном общении.
5. Взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
6. Владение отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Личностными результатами являются:
1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни.
2. Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны.
3. Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности
за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты проявляются в умении:
1. Организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата).
2. Объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив.
3. Анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и
модели Поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель,
потребитель и др.).
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога.
5

В результате выпускник
Научиться:
• анализировать документы и обществоведческие тексты;
• представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;
• четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
• работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в
соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях
заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить
исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.)
Получит возможность научиться
• выполнять задания повышенной сложности;
• анализировать графики, диаграммы и таблицы и делать выводы
• самостоятельно формулировать обществоведческие понятия
• составлять план ответа, приводить аргументы и примеры
• представлять результаты работы в виде таблиц, плана
• представлять свои мысли в виде эссе
4. Тематическое планирование
№
пп

Название темы

Количество
часов

1

Единый государственный экзамен по
обществознанию: структура и содержание
экзаменационной работы
Актуальные вопросы содержания при
подготовке к ЕГЭ по теме «Человек и
общество»: ключевые понятия и трудные
вопросы
Проблемы изучения конкретных разделов и
тем в содержательных линиях «Человек.
Познание»
«Право»: основные теоретические
положения содержательной линии и
проблемные вопросы.
Элементы обществоведческой подготовки,
проверяемые в рамках ЕГЭ.
Основные модели заданий части 1 и
проверяемые умения. Промежуточный
контроль по выполнению заданий части 1 .

2

Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
https://fipi.ru/ege

5

https://fipi.ru/ege

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

2

fipi.ru/ege/otkrytyy-bankzadaniy-ege

6

Актуальные проблемы изучения
содержательной линии «Экономика» .

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

7

«Социальные отношения»: обзор основных
позиций, сложные вопросы

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

8

Содержательная линия «Политика»:
систематизация знаний учащихся при

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

2

3

4

5

6

9

изучении основных теоретических
вопросов.
.
Элементы обществоведческой подготовки,
проверяемые в рамках ЕГЭ. Общая
характеристика заданий части 2.

5

fipi.ru/ege/otkrytyy-bankzadaniy-ege

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».