Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Текст. Теория и практика. Подготовка к ЕГЭ » для 11
класса составлена на основе:
1.Федерального компонента государственного стандарта общего образован
2.Учебного пособия «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки»
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Легион 2014, учебника «Русский язык. Углублённый
уровень. 10-11 класс» под редакцией Бабайцевой В.В., Дрофа, 2014 г.
3.В основу спецкурса легли разработки и исследования в данной области И. П. Цыбулько,
С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А. Сениной.
4.Методического пособия «Русский язык. Я сдам ЕГЭ». Модульный курс.
Методика подготовки. Ключи и ответы: учебное для общеобразовательных
организаций/ (И. П. Цыбулько, И.П. Васильевых, В.Н. Александров и др.) под
редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение,2017.
5.Учебного пособия для общеобразовательных организаций «Я сдам ЕГЭ!»
Практикум и диагностика / (И. П. Цыбулько, И.П. Васильевых, В.Н. Александров
и др.) под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение,2017.
4. Учебного плана школы на 2024-2025 учебный год.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Текст. Теория и практика. Подготовка
к ЕГЭ » для 11 класса рассчитана: на 34 часа
Цель изучения курса внеурочной деятельности: систематизировать знания по предмету,
сконцентрироваться на выполнении сложных вопросов, связанных с орфоэпией, орфографией
и пунктуацией, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Спецкурс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу
русского языка в 11 классе.
Содержание курса
Введение. Единый государственный экзамен. Структура экзаменационной работы.
Проверяемые элементы содержания. Бланк ответов №1. Бланк ответов
№2.Оценка работы. Нормативные и
методические
документы по
подготовке и
проведению государственной (итоговой) аттестации в форме
ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку.
Спецификация
экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы
оценки тестовых заданий и сочинения.
Речь. Работа с микротекстом. Текст. Основные признаки текста. Грамматическая и
лексическая синонимия. Средства связи предложений в тексте. Слово. Лексическое
значение слова в тексте. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.
Словарная статья.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари
русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне, их предупреждение
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение
словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов,
согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с
определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с
однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы
примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая
синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные
ошибки при нарушении
синтаксических норм, их предупреждение.
Орфографические нормы. Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов
при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии:
правописание–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней.
Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –
Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание
омонимичных слов и сочетаний слов.
Пунктуационные нормы. Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при
освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в
простом предложении:
знаки препинания в
предложениях
с
однородными
членами,
при обособленных членах (определениях,
обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных
предложениях:
в
бессоюзном сложном
предложении,
в
сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с
союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Грамматические нормы. Словообразовательная, морфологическая, синтаксическая
нормы.
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.
Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Речь. Анализ текста. Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и
композиционная
целостность текста.Последовательность предложений в
тексте.
Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями
микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная
информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных
типов.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика.
Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и
фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении
стиля текста, его фрагмента.
Языковые
средства
выразительности. Выразительные
средства
лексики
и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной
работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов
предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной
работе выпускника.
Композиция письменной экзаменационной работы.
Коммуникативная компетентность выпускника(сочинение) Формулировка проблем
исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы
комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке
позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в
письменных работах выпускников. Аргументация собственного мнения по проблеме.
Формы аргументации. Правила использования
аргументов. Источники
аргументации. Анализ письменных
работ выпускников с точки зрения правильности
и убедительности приводимых аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и
предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении
письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Речевая
культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй
речи. Речевые недочеты.
Планируемые результаты освоения курса
1. Предметные результаты
Ученик научится:
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и чтение:
• использовать основные виды чтения;
• извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо:
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное
повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
2. Личностные результаты: содержание обучения ориентировано на развитие личности
ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка,
способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать
этические нормы общения.
3. Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
умение находил» грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Название раздела
Речь. Работа с микротекстом
Нормы орфоэпии. Лексические нормы
Речь. Языковые нормы
Речь. Нормы орфографии
Нормы пунктуации
Анализ текста
Сочинение
Всего часов
Количество
часов
3
3
3
8
5
5
7
34
Календарно-тематическое планирование
№
Название раздела, темы
Дата
проведения
по
по
плану факту
Библиоте
ка ЦОК
Речь. Работа с микротекстом (3ч)
06.09
13.09
4
ЕГЭ по русскому языку. Структура. Оценивание
Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров. Средства связи
предложений в тексте Лексическое значение слова
Практикум «Текст. Средства связи предложений в
тексте. Лексическое значение слова.
Нормы орфоэпии. Лексические нормы (3ч)
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
5
Лексические нормы
04.10
6
Лексические нормы. Практикум
11.10
7
Речь. Языковые нормы (3ч)
Морфологические нормы(образование форм слова).
18.10
8
Синтаксические нормы. Нормы согласования.
25.10
9
08.11
10
Синтаксические нормы. Нормы управления. Практикум
Речь. Нормы орфографии (8ч)
Правописание корней
11
12
Правописание приставок
Правописание суффиксов
22.11
29.11
13
14
Правописание личных окончаний глаголов
06.12
13.12
Правописание суффиксов причастий настоящего и
прошедшего времени. Практикум
Слитное и раздельное написание не с разными частями 20.12
речи
1
2
3
15
Электрон.
цифровые
образоват.
ресурсы
https://m.e
dsoo.ru/fb
aaca5a
20.09
27.09
15.11
16
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
27.12
17
Правописание Н и НН в различных частях речи.
Практикум
17.01
https://m.e
dsoo.ru/fb
aad220
https://m.e
dsoo.ru/fb
aad6a8
https://m.e
dsoo.ru/fb
aad57c
https://m.e
dsoo.ru/fb
aad96e
https://m.e
dsoo.ru/fb
aaddb0
https://m.e
dsoo.ru/fb
aae35a
https://m.e
dsoo.ru/fb
aae53a
https://m.e
dsoo.ru/fb
aae88c
https://m.e
dsoo.ru/fb
aaeaee
https://m.e
dsoo.ru/fb
aae65c
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Нормы пунктуации (5ч)
Знаки препинания в простом осложнённом предложении
(с однородными членами) и сложносочиненном
предложении
Знаки препинания в предложения с обособленными
членами (определениями, обстоятельствами,
приложениями, дополнениями).
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными
видами связи. Практикум
Анализ текста (5ч)
Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста.
Функционально-смысловые типы речи
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по
происхождению и употреблению.
Средства связи предложений в тексте
Языковые средства выразительности. Интонационносинтаксическая выразительность. Практикум
Сочинение (7ч)
Сочинение. Информационная обработка текста.
Употребление языковых средств в зависимости от
речевой ситуации
Проблема исходного текста
Комментарий проблемы исходного текста
Позиция автора исходного текста по заявленной проблеме
Аргументация своей точки зрения
Практическая работа
Итоговое повторение
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02
07.03
14.03
21.03
28.03
11.04
18.04
25.04
16.04
16.04
23.04
23.04