2.20. В мире информации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА №12 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА Н.А.БЕЛЯКОВА»
(МБОУ г. Керчи РК «Школа № 12 им. Героя Советского Союза Н.А. Белякова»)

УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
Протокол №23
от 30.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ г. Керчи РК «Школа №12 им.
Героя Советского Союза Н.А. Белякова»
от 30.08.2023 № 368

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности

«В мире информации»
Приложение 20
к основной образовательной программе
начального общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Керчи Республики Крым "Школа №12 имени Героя
Советского Союза Н.А.Белякова"

Керчь – 2023

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность в современной начальной школе обладает особенностями,
способствующими достижению школьниками более высоких результатов освоения основной
образовательной программы по направлению – функциональная грамотность.
Первой особенностью является расширение возможностей образовательной среды
Организации для гармоничного развития обучающегося. В этом плане изучение факультативного
курса «В мире информации», построенного на содержании разных предметных курсов и
имеющего в основе формирование у школьников опыта в поиске, представлении, интерпретации и
презентации информации, способствует развитию функциональной грамотности. Результатом его
освоения будет совершенствование умений и навыков, которые дети получают на уроках. К
примеру, в ходе обучения осуществляется развитие учебных действий, связанных с
самоорганизацией обучающегося. Школьник учится работать с инструкциями, правилами,
планами, алгоритмами: выполнять, дополнять, упорядочивать шаги, тестировать, составлять с
помощью педагога и без помощи извне. Серьёзное внимание уделяется становлению
коммуникативных действий в процессе коллективного обсуждения, построения диалога и
совместного решения в паре, индивидуального комментирования хода решения, объяснения
ситуации, составления таблиц и диаграмм. Изучение курса сопровождается формированием такой
личностной характеристики младшего школьника, как самостоятельность. Обучающимся
предлагаются упражнения на самооценку, самоконтроль, поиск и идентификацию ошибок,
инициативные решения (составление заданий, выбор посильного задания, планирование своих
действий и проверка полноты, правильности их выполнения). Факультативный курс «В мире
информации» обеспечивает также расширение информационной среды, в которой младший
школьник применяет универсальные учебные действия, развитие познавательной активности и
интереса ребенка к работе с данными, сведениями, фактами.
Вторая особенность внеурочной деятельности – больше возможностей в использовании
различных форм организации занятий. На занятиях курса «В мире информации» ребята могут
работать над фронтальным рассмотрением проблем, действовать в парах, группах или
самостоятельно в зависимости от содержания и интересов самих обучающихся. Также педагог
может организовывать с детьми прогулки, экскурсии, посещения местных выставок, проводить
опросы с целью получения, оформления данных, интерпретации полученной информации.
Третья особенность – максимальный учёт интересов и потребностей детей, уровня их
академической подготовки с целью расширения возможностей для получения новых знаний,
предупреждения трудностей в обучении. Например, если обучающиеся легко справляется с
математическим материалом, то через информационные действия – моделирование ситуации,
выбор всех условий и данных задания, обнаружение разных способов решения/представления
результатов – может быть существенно повышена успешность в освоении других дисциплин
(окружающего мира, русского языка и др.).
Основная цель курса – развитие информационной грамотности как интегративного
компонента функциональной грамотности. Это интегративное качество современного школьника
включает
− готовность к жизни и функционированию в информационном обществе;
− способность расширять представления о формах, способах передачи данных;
− владение базовыми умениями, такими, как чтение, сохранение и представление сведений в
заданной и самостоятельно выбранном виде, их оценка и безопасное использование.
Важнейшей задачей курса «В мире информации» в начальной школе является работа с
информацией – чтение, представление и интерпретация данных, представленных в заданной или
самостоятельно выбранной форме. Идёт развитие умений работать с источником информации
(учебным заданием, текстом для ознакомительного изучения, объектами, описанными в
упражнениях); распознавать достоверную и недостоверную информацию в пределах изученного
содержания; анализировать, сравнивать, сохранять и защищать данные. Дети дополняют и
составляют таблицы, диаграммы, другие модели для рационального представления информации;
кодируют и декодируют информацию. Факультативный курс позволяет развивать регулятивные
способности ребёнка: планировать и записывать ход решения, рационального выполнения
учебных действий; соблюдать правила информационной безопасности.

Развитие выделенных характеристик на разнообразном предметном содержании вносит
существенный вклад в становление функциональной грамотности обучающегося – его готовности
(интеллектуальной, коммуникативной, эмоциональной и рефлексивной) к практическому
применению приобретённых знаний.
Курс реализует интегративный подход в обучении: младшие школьники включаются в
решение различных предметных задач с помощью информационных умений и действий
(алгоритмизация, тестирование правил русского языка; классификация объектов, изучаемых на
математике и окружающем мире; смысловое чтение художественных, научно-познавательных,
инструктивных текстов и т.д.).
Умения, действия и операции, которые развивает или осваивает обучающийся (поиск,
чтение, выбор, анализ, представление в определённой форме, интерпретация данных и сведений)
могут быть использованы школьниками на разных уроках для моделирования учебных ситуаций,
планирования хода рассуждений и презентации результатов решения (составление планов и
алгоритмов, схем и таблиц, утверждений и примеров).
Отличительной особенностью курса является также включение элементов содержания из
разных учебных программ, вызывающих затруднения в ходе их освоения в рамках основного
курса. К этим элементам относятся инструкции и алгоритмы из русского языка, анализ разных
видов текстов из курса литературного чтения, проведение исследования (математика,
окружающий мир), решение логических задач (математика).
Данный курс осуществляется в рамках внеурочной деятельности по направлению
«функциональная грамотность». Общее количество часов: 135, из них в первом классе – 33 часов,
во 2–4 классах – по 34 часа.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предлагаемый факультативный курс изучается в процессе внеурочной деятельности,
вместе с тем, можно ожидать его существенный вклад в реализацию требований стандарта.
Предметные результаты изучения факультативного курса:
К концу первого класса обучающийся научится:
1) создавать страницы мини-книги в соответствии с предложенными приёмами;
2) использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения
небольшого списка слов;
3) применять изученные правила правописания при записи небольшого собственного
текста;
4) находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
5) находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
6) составлять предложение из набора форм слов;
7) устно составлять текст по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
8) использовать приёмы решения несложных лингвистических задач;
9) создавать короткую заметку.
К концу второго класса обучающийся научится:
1) осознавать язык как основное средство общения;
2) создавать страницы в мини-книги предложенной тематики;
3) выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и
уточнять значение по учебным словарям;
4) подбирать примеры употребления синонимов и антонимов;
5) распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; «что делать?», «что
сделать?» «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
6) применять изученные правила правописания при записи собственного текста небольшого
объёма;
7) находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
8) пользоваться толковым, орфографическим словарями;
9) создавать собственные мини-словарики;
10) составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
11) составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
12) составлять небольшие диалоги на заданную тему;

13) сочинять сказку с опорой на орфографический материал.
К концу третьего класса обучающийся научится:
1) создавать страницы в мини-книги предложенной тематики;
2) распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
3) определять значение слова в тексте;
4) уточнять значение слова с помощью толкового словаря;
5) определять вид предложения по цели высказывания;
6) применять изученные правила правописания при записи собственного текста;
7) находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
8) подбирать тексты разных типов;
9) строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на
определённую тему, по результатам наблюдений);
10) восстанавливать деформированный текст;
11) создавать фрагмент виртуальной экскурсии, включающий рассказ с опорой на
репродукцию картины;
12) создавать небольшие устные и письменные тексты-объявления, включающие
фрагменты текста-описания;
13) сочинять сказку с опорой на орфографический материал.
К концу четвёртого класса обучающийся научится:
1) объяснять роль языка как основного средства общения;
2) выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова
по контексту;
3) различать распространённые и нераспространённые предложения;
4) распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
5) применять изученные правила правописания при записи собственного текста;
6) находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные
правила, описки;
7) осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать
адекватные языковые средства в ситуации общения;
8) строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6 предложений),
соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
9) создавать небольшие устные и письменные тексты (3—5 предложений) для конкретной
ситуации письменного общения (письма, объявления и др.);
10) корректировать деформированный текст;
11) писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
12) осуществлять поиск информации;
13) уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа
верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.
14) сочинять лингвистическую сказку.
Изучение факультативного курса способствует достижению ряда личностных результатов:
1) осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
2) становление ценностного отношения к русскому языку, отражающему историю и
культуру страны;
3) стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как
средства общения и самовыражения;
4) познавательный интерес к изучению русского языка, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в его познании;
5) соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации в процессе языкового образования;
6) бережное отношение к окружающим людям, проявляющееся в выборе приемлемых
способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
7) первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира.

Факультативный курс обладает потенциалом достижения ряда метапредметных
результатов. У обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные
учебные действия:
Базовые логические действия:
1) сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (принадлежность к той или иной части
речи, грамматический признак, лексическое значение и др.);
2) находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе наблюдения;
3) выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
4) устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
1) формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
2) проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование;
3) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом;
4) прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
1) выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
2) находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в
словарях, справочниках;
3) распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
дополнительным пособиям);
4) соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
5) анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей.
В результате изучения факультативного курса «В мире русского языка» у обучающегося
формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
1) воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
2) проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги
и дискуссии;
3) признавать возможность существования разных точек зрения;
4) корректно и аргументировано высказывать своё мнение;
5) строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
6) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
7) готовить небольшие публичные выступления о результатах индивидуальной, парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования;
8) подбирать иллюстративный материал (рисунки, фотографии) к создаваемой мини-книге.
В результате изучения факультативного курса «В мире русского языка» у обучающегося
формируются регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
1) планировать действия по решению практической задачи для получения результата;
2) выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
1) устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
2) корректировать свои действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

3) соотносить результат деятельности с поставленной задачей;
4) находить ошибку, допущенную при работе с языковым
материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
5) сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
1) принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
2) проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
3) ответственно выполнять свою часть работы;
4) оценивать свой вклад в общий результат;
5) выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса в начальной школе имеет междисциплинарный характер. В ходе его
изучения у школьников формируются учебные операции и действия, которые закрепляются и
совершенствуются при изучении разных учебных предметов.
Тема «Ориентируемся». Ориентирование в пространстве. Описание местоположения.
Ориентирование в учебной книге: расположение оглавления, основных правил, примеров
решений, записи, оформления. Ориентирование во времени (например, во время выполнения
контрольных заданий), в других величинах, прикидывать и оценивать их значения.
Ориентирование в устройствах для передачи, хранения и использования информации.
Тема «Конструируем и моделируем (инфографика)». Визуальное представление
информации: конструирование целого из частей (из деталей игры – фигуры; из этапов –
алгоритма, из действий – плана решения и т.д.); создание моделей, которые используются для
решения разнообразных задач. Например, модели линейки, куба, заданного маршрута (с
использованием схемы); специальные модели для выполнения заданий – модель текста задачи,
модель решения на калькуляторе. Кодирование и декодирование информации, моделирование
учебной ситуации, адекватная передача данных. Конструирование алгоритмов с использованием
блок-схем, в том числе алгоритмы с условным переходом, циклом. Моделирование хода решения
задачи с использованием различных методов (например, метод перебора для нахождения всех
решений учебной задачи, проверки правильности утверждения). Тестирование и применение
разных методов решения учебной задачи: перебор вариантов, исследование, алгоритм,
представление информации в таблице или на другой модели, «дерево» всех решений.
Тема «Рассуждаем». Выделение и называние признаков конкретных объектов, групп
объектов, работа по инструкции. Проверка истинности данного предложения («Верно ли, что…»)
или ложности (неверно) утверждений, которые составляются и проверяются самими
обучающимися (в ходе парной или групповой работы). Работа по плану (заданному,
самостоятельно составленному), тестирование алгоритма или метода решения. Построение и
проверка рассуждений, связанных с разными решениями одной и той же задачи, обобщением
способа решения группы задач. Решение логических задач с использованием разных изученных
методов. Комментирование хода решения, его изменений при изменении условия или вопроса
задания.
Тема «Работаем с информацией, представленной в разной форме». Работа с информацией,
представленной в разной форме (текст, таблица, схема, диаграмма, рисунок). Сопоставление
информации в рамках как одной формы представления (строки в таблице, столбцы на диаграмме,
данные в тексте), так и разных (сведения таблицы и текста, текста и диаграммы, текста и схемы и
т.д.). Установление взаимосвязи между житейским опытом ребёнка и объективной информацией о
явлении или событии. Для формирования умения классифицировать известные и изученные на
разных предметах объекты, школьники учатся сначала выделять существенное основание, затем
проводят группировку по заданному основанию, классификацию по одному или нескольким
основаниям с использованием таблиц, схем, дополнять и составлять таблицу; придумывать
задания на использование таблицы. Читать, анализировать и достраивать диаграмму, отвечать на
вопросы с помощью сведений, представленных на диаграмме; сопоставлять информацию,

представленную в таблице и на диаграмме; доказывать истинность утверждения с помощью
данных диаграммы, рассуждений, вычислений; дополнять диаграмму, строить столбцы. Круговая
диаграмма, работа с графиком.
Тема «Защищаем данные (информационная безопасность)». Правила работы с
электронными устройствами и информационной безопасности. Приёмы сохранения и защиты
личных данных необходимых для жизни, учёбы. Правила безопасного пользования сетью
Интернет (под руководством педагога).
Тема «Играем и думаем». Мотивация к познавательной деятельности посредством игры.
Выполнение игровых заданий с более сложными дидактическими целями, разного уровня
сложности. Комментирование хода своих действий. Использование игр: танграм, колумбово яйцо,
монгольская игра, судоку, крестики-нолики, морской бой и др.
Формы организации занятий и виды деятельности
Форма организации: факультативный курс проводится в классе с использованием
фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы. На занятиях курса «В мире
информации» ребята могут работать над фронтальным рассмотрением проблем, действовать в
парах, группах или самостоятельно в зависимости от содержания и интересов самих
обучающихся. Также педагог может организовывать с детьми прогулки, экскурсии, посещения
местных выставок, проводить опросы с целью получения, оформления данных, интерпретации
полученной информации.
Некоторые занятия могут быть проведены в библиотеке школы, компьютерном классе (это
позволит использовать компьютер при оформлении некоторых результатов выполнения заданий).
Тематическое планирование
1 класс
Тема занятия
IV.

№
Блок (раздел)
заня
тия
1
Ориентируемся
7 часов
2
3
4-5
6-7
8

Рассуждаем
9 часов

9-10
11
1213
14
1516
17

18
1920

Конструируем и
моделируем
(инфографика)
9 часов

Количество
часов

Знакомимся со школой и классом

1

Ориентируемся в учебниках.
Ориентируемся в пространстве
Читаем таблицу, объясняем устройство таблицы.
Дополняем таблицу новыми данными
Устанавливаем соответствие между таблицей и
рисунком, текстом и рисунком
Учимся действовать в предложенной ситуации
Различаем, называем признаки объектов

1

Работаем по инструкции, правилу
Работаем по плану, составляем план выполнения
поручения/ задания
Составляем и проверяем истинность утверждений.
Проверяем, верно ли.
Презентуем результаты работы
Составляем и рассказываем маршрут
Находим разные способы выполнения задания

2
1

Работаем с календарем: часть и целое

1

Устанавливаем соответствие между целым и частью
Конструируем из геометрических фигур

1
2

1
2
2
1

2

1
2

Изготавливаем модель

2

Моделируем ситуацию
Проигрываем ситуацию по ролям

1
2

Сравниваем информацию, представленную в разной
форме

3

2933

Объединяем данные

5

№
Блок (раздел)
заня
тия
1
Ориентируемся
4 часа
2
3
4

Тема занятия

Количество
часов

Ориентируемся в событиях: прошлое, настоящее,
будущее
Ориентируемся в величинах: сутки, час, минута
Планируем режим дня
Ориентируемся в бумажных источниках
информации
Составляем план действий

1

Составляем удобный маршрут
Находим все решения
Тестируем план

2
2
2

Находим и тестируем разные способы решения

2

Работаем со знаками

2

Используем и конструируем модель (на примере
развёртки геометрической фигуры)
Изготавливаем объекты-модели (на примере
оригами)
Кодируем и декодируем информацию

2

Собираем информацию

1

Собираем и представляем информацию
Переводим информацию из одной формы в другую
Проверяем, верно или неверно
Находим общие свойства объектов
Распределяем объекты на группы

1
1
1
1
2

Выбираем основание для классификации,

2

2122
23
2425
2628

Работаем с
информацией,
представлен
ной в разной форме
5 часов

2 класс

5
6-7
8-9
1011
1213
1415

1617
1819
2022
23

24
25
26
27
2829
30-

Рассуждаем
9 часов

Конструируем и
моделируем
(инфографика)
9 часов

Работаем с
информацией,
представлен
ной в разной форме
9 часов

1
1
1
1

2
3

31
3234

Играем и думаем
3 часа

классифицируем объекты
Работаем с танграмом, головоломкой Пифагора,
играем в морской бой

3

3 класс
№
Блок (раздел)
заня
тия
1
Работаем с
информацией,
представлен
ной в разной форме
7 часов
2
3-4
5
6-7
8

Ориентируемся
3 часа

9
10
11

Рассуждаем
9 часов

1213
14
1516
17
1819
20

21
2223
2425
26
2729

3034

Конструируем и
моделируем
(инфографика)
7 часов

Защищаем данные
(информационная
безопасность)
3 часа
Играем и думаем
5 часов

Тема занятия

Количество
часов

Читаем и дополняем диаграмму

1

Работаем с таблицей и диаграммой
Представляем информацию на схеме, диаграмме,
рисунке, в таблице
Дополняем таблицу, диаграмму
Составляем таблицу, диаграмму
Ориентируемся в величинах

1
2

Ориентируемся в данных
Устройства для передачи, обработки и хранения
информации
Обобщаем информацию

1
1

Решаем логические задачи

2

Тестируем алгоритм
Составляем алгоритм к правилу
Тестируем разные методы решения.
Исследуем
Дерево всех решений
Тестируем разные методы решения

1
2

Кодируем и декодируем информацию

1

Конструируем объект из частей
Кодируем информацию в алгоритме

1
2

Моделируем решение на калькуляторе

2

1
2
1

1

1
2

Презентуем полученную информацию
1
Проверяем достоверность и истинность информации 3

Решаем головоломки (головоломка Пифагора,
танграм, колумбово яйцо,
судоку)
4 класс

5

№
Блок (раздел)
заня
тия
1
Работаем с
информацией,
представлен
ной в разной форме
8 часов
2
3-4
5-6
7-8
9

1011
12
13
1415
16
1718
19
20
21

2223
24
25
2627
28
2930
3134

Конструируем и
моделируем
(инфографика)
7 часов

Ориентируемся
5 часов

Защищаем данные
(информационная
безопасность)
3 часа
Рассуждаем
7 часов

Играем и думаем
4 часа

Тема занятия

Количество
часов

Объединяем данные в таблице, на диаграмме

1

Читаем график.
Составляем график
Читаем круговую диаграмму
Представляем результаты классификации в разной
форме
Сохраняем и
защищаем информацию
Составляем удобные инструкции

1

Кодируем и декодируем информацию

2

Работаем с алгоритмом
Моделируем маршрут
Составляем алгоритмы в практических ситуациях

1
1
2

Оцениваем величину

1

Ориентируемся в пространстве

2

Знакомимся с электронными устройствами
Работаем с клавиатурой электронного устройства
Проверяем информацию на достоверность и
правильность

1
1
1

Безопасно работаем с электронными устройствами

2

Изменяем условие, вопрос задания

1

Выбираем рациональное решение
Составляем и проверяем утверждение

1
2

Дополняем, составляем задание
Доказываем верность/ неверность утверждения

1
2

Решаем головоломки (монгольская игра, игры с
правилами)

4

2
2
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».