МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА №12 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА Н.А.БЕЛЯКОВА»
(МБОУ г. Керчи РК «Школа № 12 им. Героя Советского Союза Н.А. Белякова»)
УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
Протокол №23
от 30.08.2023
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ г. Керчи РК «Школа №12 им. Героя
Советского Союза Н.А. Белякова»
от 30.08.2023 № 368
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Математика с увлечением»
Приложение 19
к основной образовательной программе
начального общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Керчи Республики Крым "Школа №12 имени Героя
Советского Союза Н.А.Белякова"
Керчь – 2023
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего
школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут
проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом
может помочь курс внеурочной деятельности «Математика с увлечением», расширяющий
математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию
познавательных универсальных учебных действий.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования
элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших
школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ КУРСА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ.
Программа курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением» рассчитана на
обучающихся 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс). Формировать у них
конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую
информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку,
головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребёнок
реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие
способности.
ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
- •уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
- развивать краткости речи.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению
математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,
видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных
примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение
математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение
занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и
городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке
физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на
уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими
разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам
данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты. Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов (7 - 10 лет). Программа
рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 35
минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 мин. Программа
рассчитана на 4 года.
В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
II.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь
следующих результатов:
1 уровень
Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в
повседневной жизни.
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего
2 уровень
общества и социальной реальности в целом.
3 уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
•
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
•
воспитание чувства справедливости, ответственности;
•развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного
задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном
действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии
для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые
числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1^ Ц и др., указывающие
направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной
конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с
заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из
развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную
конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Математика с увлечением» формируются следующие
универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения
оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УУД
Обучающийся научится:
Обучающийся получит
возможность научиться:
-проявлять учебно - познавательный
Личностные
интерес к новому учебному
- выраженной устойчивой учебноУУД
материалу и способам решения новой познавательной мотивации учения;
частной задачи;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым
-умение адекватно оценивать
результаты своей работы на основе общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин
критерия успешности учебной
успешности/неуспешности учебной
деятельности;
деятельности;
-понимание причин успеха в
- осознанного понимания чувств
учебной деятельности;
- умение определять границы своего других людей и сопереживания им.
незнания, преодолевать трудности с
помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных
моральных нормах.
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
-прогнозировать результаты своих
- принимать и сохранять учебную
действий на основе анализа учебной
задачу;
ситуации;
- планировать этапы решения задачи, проявлять познавательную
определять последовательность
инициативу и
учебных действий в соответствии с
самостоятельность;
поставленной задачей;
самостоятельно адекватно
- осуществлять пошаговый и итоговый оценивать правильность и
контроль по результату под
выполнения действия и вносить
руководством учителя;
необходимые коррективы и по ходу
- анализировать ошибки и определять решения учебной задачи.
пути их преодоления;
- различать способы и результат
действия;
- адекватно воспринимать оценку
сверстников и учителя
-аналогии:
выбирать рациональный
способ на основе анализа различных
-анализировать объекты, выделять их вариантов решения задачи;
характерные признаки и свойства,
- строить логическое рассуждение,
включающее установление
узнавать объекты по заданным
признакам;
причинноследственных связей;
различать обоснованные и
- анализировать информацию,
выбирать рациональный пособ
необоснованные суждения;
решения задачи;
-преобразовывать практическую
задачу в познавательную;
- находить сходства, различия,
закономерности, основания для
- самостоятельно находить способы
решения проблем творческого и
упорядочения объектов;
- классифицировать объекты по
поискового характера.
заданным критериям и формулировать
названия полученных групп;
- отрабатывать вычислительные
навыки;
- осуществлять синтез как составление
целого из частей;
- выделять в тексте задания основную
и второстепенную информацию;
- формулировать проблему;
- строить рассуждения об объекте, его
форме, свойствах;
-устанавливать причинноследственные отношения между
изучаемыми понятиями и явлениями.
-принимать участие в совместной
- критически относиться к своему
УУД
и чужому мнению;
работе коллектива;
уметь самостоятельно и
- вести диалог, работая в парах, совместно планировать
группах;
деятельность и сотрудничество;
- допускать существование
пр
различных точек зрения, уважать инимать самостоятельно
чужое мнение;
- координировать свои действия с решения;
со
действиями партнеров;
действовать разрешению
- корректно высказывать свое
конфликтов, учитывая позиции
мнение, обосновывать свою
участников
позицию;
- задавать вопросы для организации
собственной и совместной
деятельности;
- осуществлять взаимный контроль
совместных действий;
- совершенствовать математическую
речь;
- высказывать суждения, используя
различные аналоги понятия; слова,
словосочетания, уточняющие смысл
высказывания.
III.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Математика с увлечением» направлено на воспитание интереса к предмету,
развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться,
рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не
столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической
ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика
рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических
знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит
полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать
простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также
расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета математика. Занятия должны содействовать развитию у детей
математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики,
правильному применению математической терминологии и т.д.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
№
Разделы
4 год
1 год
2 год
3 год
обучения обучения обучения обучения
1. Числа. Арифметические действия.
14
12
14
10
Величины
2. Мир занимательных задач
6
10
14
18
3. Геометрическая мозаика
13
12
8
6
Итого
33
34
34
34
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МАТЕМАТИКА С УВЛЕЧЕНИЕМ»
1 КЛАСС
Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях
«влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять
целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход
решения задач.
№
Название раздела
Содержание раздела
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до
1 Числа. Арифметические
100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
действия. Величины.
2 Мир занимательных
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи
задач.
с
недостаточными,
некорректными
данными,
с
избыточным составом условия. Последовательность
«шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие
несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин).
3 Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево»,
«вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка
начала движения; число, стрелки 1^ Ц, указывающие
направление движения. Проведение линии по заданному
маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в
клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его
описание.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МАТЕМАТИКА С УВЛЕЧЕНИЕМ» 2 КЛАСС
№
Название раздела
Числа.
1
Арифметические
действия. Величины.
Содержание раздела
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица
умножения однозначных чисел и соответствующие случаи
деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками
действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
2 Мир занимательных
задач.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
3 Геометрическая
мозаика.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции
(треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в
конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с
заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных
вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по
собственному замыслу.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МАТЕМАТИКА С УВЛЕЧЕНИЕМ»
3 КЛАСС
№
1
Название раздела
Числа.
Арифметические
действия. Величины.
2
Мир занимательных
задач.
3
Геометрическая
мозаика.
Содержание раздела
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск
цифры, которая скрыта. Последовательное
выполнение арифметических действий: отгадывание
задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку,
какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел
в пределах 1000.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные
задачи. Использование знаково
символических средств для моделирования ситуаций,
описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора.
«Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке
готовых решений, в том числе неверных.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на
равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах
сложной конфигурации. Решение задач,
формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
Составление вычерчивание) орнамента с использованием
циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МАТЕМАТИКА С УВЛЕЧЕНИЕМ»
4 КЛАСС
№
1
Название раздела
Числа.
Арифметические
действия. Величины.
2
Мир занимательных
задач.
3
Геометрическая
мозаика.
Содержание раздела
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах
1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром:
число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в
таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания
с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса.
Единицы массы. Литр.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных
решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое
значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор
наиболее эффективных способов решения.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из
развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС (33 ч)
Тема
Кол-во часов
1
Математика — это интересно. Математика - царица наук.
1
Танграм: древняя китайская головоломка
1
Путешествие точки.
1
Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.
1
Танграм: древняя китайская головоломка
1
Волшебная линейка
1
Праздник числа 10
1
Конструирование многоугольников из деталей танграмма
1
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
1
Игры с кубиками
1
Конструкторы
1
Весёлая геометрия
1
Математические игры
1
«Спичечный» конструктор
1
Задачи-смекалки
1
Прятки с фигурами
1
Математические игры
1
Числовые головоломки
1
Математическая карусель
1
Уголки
1
Игра в магазин. Монеты
1
Конструирование фигур из деталей танграмма
1
Игры с кубиками
1
Математическое путешествие
1
Математические игры
1
Секреты задач
Математическая карусель
1
1
Числовые головоломки
1
Математические игры
1
Задачи на смекалку
IV.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31 Математические ребусы
32 КВН
33 Обобщающий урок
Итого:
1
1
1
33 ч
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС (34 ч)
Тема
Кол-во часов
1
«Удивительная снежинка»
1
Крестики-нолики
1
Математические игры
1
Прятки с фигурами
1
Секреты задач
1
«Спичечный» конструктор
1
«Спичечный» конструктор
1
Г еометрический калейдоскоп
1
Числовые головоломки
1
«Шаг в будущее»
1
Г еометрия вокруг нас
1
Путешествие точки
1
«Шаг в будущее»
1
Тайны окружности
1
Математическое путешествие
1
«Новогодний серпантин»
1
«Новогодний серпантин»
1
Математические игры
1
«Часы нас будят по утрам...»
Геометрический калейдоскоп
1
1
Головоломки
1
Секреты задач
1
«Что скрывает сорока?»
1
Интеллектуальная разминка
1
Задачи на смелкалку
1
Дважды два — четыре
Дважды два — четыре
1
1
В царстве смекалки
1
Интеллектуальная разминка
1
Составь квадрат
1
Мир занимательных задач
Мир занимательных задач
1
1
Математические фокусы
Обобщающий урок
1
Итого:
34 ч
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС (34 ч)
Тема
Кол-во часов
1
Интеллектуальная разминка
1
«Числовой» конструктор
1
Г еометрия вокруг нас
1
Волшебные переливания
1
В царстве смекалки
1
В царстве смекалки
1
«Шаг в будущее»
1
«Спичечный» конструктор
1
«Спичечный» конструктор
1
Числовые головоломки
1
Интеллектуальная разминка
1
Интеллектуальная разминка
1
Математические фокусы
1
Математические игры
1
Секреты чисел
1
Математическая копилка
1
Математическое путешествие
1
Выбери маршрут
1
Числовые головоломки
1
В царстве смекалки
В царстве смекалки
1
1
Мир занимательных задач
1
Геометрический калейдоскоп
1
Интеллектуальная разминка
1
Разверни листок
От секунды до столетия
1
1
От секунды до столетия
1
Числовые головоломки
1
Конкурс смекалки
1
Это было в старину
1
Математические фокусы
1
Энциклопедия математических развлечений
Математический лабиринт
1
Обобщающий урок
1
Итого:
34 ч
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС (34 ч)
Тема
Кол-во часов
1
Интеллектуальная разминка
1
Числа-великаны
1
Мир занимательных задач
1
Кто что увидит?
1
Римские цифры
1
Числовые головоломки
1
Секреты задач
1
В царстве смекалки
1
Математический марафон
1
«Спичечный» конструктор
1
«Спичечный» конструктор
1
Выбери маршрут
1
Интеллектуальная разминка
1
Математические фокусы
1
Математические лабиринты
1
Занимательное моделирование
1
Математическая копилка
1
Какие слова спрятаны в таблице?
1
«Математика — наш друг!»
1
Решай, отгадывай, считай
1
Математический КВН
1
В царстве смекалки
1
Задачи на смекалку
1
Числовые головоломки
1
Мир занимательных задач
1
Мир занимательных задач
Математические фокусы
1
1
Интеллектуальная разминка
1
Блиц-турнир по решению задач
1
Математическая копилка
1
Геометрические фигуры вокруг нас
Математический лабиринт
1
1
Математический праздник
Обобщающий урок
1
Итого:
34 ч
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
№
п/п
1.
2.
3.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Используемая литература (книгопечатная продукция)
1 . Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2007
2 .Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
3 .Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4 .Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград:
Учитель, 2008.
5 .Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического
мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.
6 . Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
7 .Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
8. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А. Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. —
Минск : Фирма «Вуал», 1993.
9. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:
«Лицей», 2002
10. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М.,
2006.
11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002
12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. :
Союз, 2001.
14. Сухин И.Г.Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для
детей. — М. : АСТ, 2006.
15. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для
учителей. — М. : Просвещение, 1975.
16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и
великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004
17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.:
«Панорама», 2006
19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
2. Печатные пособия
Демонстрационные таблицы по темам.
1.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10
п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. —
М. : ВАРСОН, 2010.
2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас :
методические рекомендации / Е.Э. Кочурова,А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М.
Тихомирова. — М. : ВАРСОН,
2010.
3. Игры и другие пособия
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
4
5.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, ... , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, ... , 90;
3) 100, 200, 300, 400, ... , 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки)
длязакрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:
на одной стороне — задание, на другой — ответ.
7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
8. Набор «Геометрические тела».
10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в
пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20;
100»,«Умножение», «Деление» и др.
9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам
«Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.
4. Технические средства обучения
ПК
Мультимедийный проектор
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательныепроекты портала
«Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного
математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игрыи конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задании задачки, фокусы,
ребусы.
6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 - игры, презентации в начальной
школе.
7. http://ru.wikipedia.org/w/index. -энциклопедия
8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 - единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов