Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Палитра

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА №12 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А. БЕЛЯКОВА»

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК «Школа №12
им. Героя Советского Союза Н.А. Белякова»
Протокол №23
от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом директора
МБОУ г. Керчи РК «Школа №12»
им. Героя Советского Союза Н.А. Белякова»
Приказ №411 от «01» августа 2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Палитра»
Направленность – художественная
Срок реализации программы - 1 год
Тип программы - общеразвивающая
Вид программы - модифицированная
Уровень – базовый
Возраст обучающихся 10-16 лет
Составитель: Прошакова Е.Е.
педагог дополнительного образования

г. Керчь, 2023 г.

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра» составлена в соответствии с:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями на 29 декабря 2022 г.);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по
национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем развития дополнительного образования детей»;

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
15. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на
19.12.2022 г.);
16. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции
дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»;
17. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении
моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
18. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических
рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
19. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного
профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
20. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении
методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
22. Уставом МБОУ г. Керчи РК «Школа №12 им. Героя Советского Союза Н.А. Белякова».
23. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Программа является модифицированной.
Направленность программы – художественная. Программа направлена на формирование универсальных
(метапредметных) результатов и способов деятельности, а также на развитие познавательных и творческих способностей и
интересов учащихся.

Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с
жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает
зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Детская радость - это мощный
эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребенка в мир
искусства и в систему взаимосвязей его с жизнью должно осуществляться в единстве радости, добра и красоты.
Рабочая программа кружка изобразительного творчества «Палитра» построена таким образом, чтобы закрепить и
расширить знания, умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства. А также познакомиться с
многообразием материалов и техник изобразительного искусства.
Актуальность программы продиктована требованием времени т.к. способствует подготовке учащихся к
эстетическому, творческому, рациональному использованию существующих и новых технологий в интересах развития
человека, общества и сохранения природной среды. Зачастую недостаточно привычных, традиционных способов и
средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны, так как открывают
большие возможности выражения собственных фантазий, желаний.
Активизация творческой самостоятельности учащихся и формирование их художественного мышления решается
при грамотном использовании методов и форм развивающего обучения. Для этого на занятиях создаются проблемные и
игровые ситуации, обращается к эмоционально- чувственной сфере учащихся. Большое внимание уделяется процессу
восприятия и сравнения образного языка поэта, композитора и художника. Во время занятий учащиеся выступают и как
«художники» (авторы рисунков), и как «зрители» (воспринимающие произведения мастеров искусства), что наиболее
плодотворно способствует развитию творческой личности. В рамках кружковых занятий учащиеся неограничены в
возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. В процессе выполнения работ у
учащегося совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие
способности. Формы занятий индивидуальные и групповые.
Новизна программы. Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно - деятельностный
подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений,
компетенций, видов и способов практической деятельности и обеспечивает её соответствие возрасту и индивидуальным
особенностям учащихся. Данная программа предусматривает, что дети приобретают определенные знания по истории и
теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние

в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее
привлекательными для конкретного ребенка и будут выбраны им для дальнейших углубленных занятий.
Педагогическая целесообразность Программы объясняется тем, что курс обучения изобразительной
деятельностью занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала
личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность
удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия
изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать,
учат понимать прекрасное. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное
творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Также через занятия
изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие
у многих в семье и школе.
Отличительные особенности Программы. Система знаний по предмету, в системе дополнительного
образования, выявляя и развивая индивидуальные способности обучающихся, способствуют общему развитию и
воспитанию учащихся. Особенностью Программы является индивидуальный подход и обучение учащихся. Программа
позволяет обучающимся проявить полученные теоретические знания на практике.
Обучение по программе ведется в разновозрастных группах. В данном случае имеется ввиду учебные занятия, где в
рамках учебного процесса, взаимодействует постоянный состав обучающихся разного возраста, но одного уровня
подготовленности.
Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на
решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
Отличительной особенностью разновозрастной группы является качественно новый социальный опыт
межличностных взаимоотношений. В такой группе ребёнок на протяжении всего обучения имеет естественную
возможность не только наблюдать способы межличностных взаимоотношений, но и быть активным их участником
Воспитательный потенциал обучения в разновозрастной группе существенно возрастает, так как обеспечивается
взаимодействие, общение обучающихся разного возраста, то есть удовлетворение важнейшей потребности ребенка. Это
возможно при организации совместной учебной деятельности детей, которая создает основу разновозрастного обучения.
Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от 10 лет до 16 лет.

Младший школьный возраст 6-10 лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на
основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная
деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только
усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения
и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план
действий, рефлексия.
Подростковый возраст от 11-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое
различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными
сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в
организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в
развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к
противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями
подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и
профессиональных интересов.
Старший школьный возраст 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение
ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании
является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в
процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание,
мечта и идеалы. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия
завершения полового развития.
Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год, 36 недель. Общее количество часов, необходимых для
освоения программы составляет 144 часов.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень
обучения
базовый

Год обучения
1 год

Количество учащихся
в группе
29 человек

Количество часов в
неделю
4 часа

Объем программы

Возраст учащихся

144 часов

10 – 16 лет

Уровень Программы – Базовый.
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых тем возможно в дистанционном режиме.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с принципом последовательного и
постепенного расширения теоретических знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему подготовки обучающихся.
Наполняемость в группе составляет 29 человек. Состав группы – постоянный.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 4 часа в неделю, 144 часа в год. Академический час –
45 минут.
1.2. Цель и задачи Программы
Цели:
1. Формирование художественной культуры школьников, развитие природных задатков, творческого потенциала.
2. Формирование художественного мышления и нравственных черт личности через различные способы рисования.
3. Воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
Задачи:
1. Ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями,
свойствами изобразительных материалов.
2. Создать условия для развития творческих способностей детей.
3. Способствовать воспитанию у детей интереса к изобразительной деятельности; усидчивости, аккуратности и
терпения при выполнении работы.
4. Создать условия для формирования навыков сотрудничества, оценки и самооценки.

1.3. Воспитательный потенциал Программы
Цель воспитательной работы в творческом объединении – личностное развитие обучающихся.
Основные задачи:
- формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- укрепление здоровья;
- профессиональное самоопределение и творческий труд детей;
- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в обществе;
- социализация детей;
- работа с семьей;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
Для решение реальных проблем сообщества страны, учащиеся привлекаются к получению знаний, через включение в
коллективные общественно полезные практики и мероприятия. Ежегодно обучающиеся принимают участие в олимпиадах,
конкурсах, выполнениях и защитах проектов, диспутах, конференциях.
Подробный перечень мероприятий отражен в Плане воспитательной работы творческого объединения на учебный
период в Приложении 3.5.
В результате проведения воспитательной работы будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива,
повысится интерес к занятиям и уровню личностных достижений обучающихся, повысится уровень активного участия
родителей в работе объединения.

1. 4. Содержание Программы:
2. Учебный план
№

Наименование

Количество

Теоретические
занятия

Практические
занятия

Техника

п/п

тем

занятий

1.

Чем и как работает художник.

1

1

2-5

Осенний пейзаж.

4

0,5

3,5

акварель

6-7

Натюрморт из природного
материала.

2

0,5

1,5

коллаж

8-11

Осенний натюрморт.

4

0,5

3,5

отрывная аппликация

12-13

Рисование вазы.

2

0,5

1,5

акварель

14-17

Рисование натюрморта.

4

4

акварель

18-19

Портрет.

2

0,5

1,5

цветной граттаж

20-21

Зимние узоры.

2

0,5

1,5

граттаж

22-24

Зимняя улица.

3

0,5

2,5

рисование тычком

25-26

Мой город.

2

0,5

1,5

пастель

27-28

Забавные животные.

2

0,5

1,5

объёмное моделирование

29-31

Мои любимые животные.

3

3

рисование тычком

32-34

Герои из фильма.

3

0,5

2,5

квиллинг

35-38

Бумажные цветы.

4

0,5

3,5

оригами

39-40

«Облака…».

2

0,5

1,5

акварель

41-42

Ночная композиция.

3

0,5

2,5

гуашь

43-46

Космическое пространство.

4

0,5

3,5

набрызг, печать
трафаретом

47-50

Море.

4

0,5

3,5

гуашь

51-54

Подводный мир.

4

0,5

3,5

гуашь

55-58

Весенние цветы.

4

0,5

3,5

монотипия

59-62

Бабочки.

4

0,5

3,5

монотипия

63-67

Летний пейзаж.

4

0,5

3,5

коллаж

68

Выставка работ учащихся.

1

1

Итого занятий – 68
Итого часов - 136

3. Содержание учебного плана
Тема 1. Чем и как работает художник. Познакомить детей с выразительными возможностями художественных
материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материалов. Беседа. Просмотр работ и репродукций.

Тема 2-3. Осенний пейзаж. Техника: акварель. Учить отражать особенности изображаемого предмета. Развивать
чувство композиции.
Задание: зарисовка деревьев, кустов.
Материал: бумага формата А 4, карандаш, кисти, акварель, иллюстрации, эскизы.
Тема 4-5. Натюрморт из природного материала. Техника: коллаж. Особенности создания коллажа.
Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Задание: выполнение натюрморта.
Материал: сухие листья, цветы, кора, картон, клей, резец.
Тема 6. Осенний натюрморт. Техника: отрывная аппликация. Особенности отрывной аппликации.
Задание: выполнение натюрморта.
Материал: картон, цветная бумага, клей.
Тема 7. Рисование вазы. Техника: акварель. Рисование с натуры объёмных предметов несложной формы.
Упражнение в технике работы акварелью (постепенное ослабление цвета, переход одного цвета в другой).
Задание: зарисовка формы вазы.
Материал: бумага формата А 4, карандаш, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации.
Тема 8-9. Рисование натюрморта. Техника: акварель. Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его
составляющие и их расположение. Развивать чувство композиции.
Задание: выполнение натюрморта.
Материал: бумага формата А 4, карандаш, акварель, кисти, эскизы, репродукции.
Тема 10-11. Портрет. Техника: цветной граттаж. Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства.
Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке своё настроение, особенности внешности
(причёска и др.).

Задание: выполнение портрета.
Материал: картон, карандаш, воск, гуашь, кисти, чёрный фломастер, палочка, акварель, эскизы, иллюстрации.
Тема 12-13. Зимние узоры. Техника: граттаж. Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж.
Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Задание: выполнение узора.
Материал: картон, воск, гуашь, кисти, палочка.
Тема 14. Зимняя улица. Техника: рисование тычком. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе.
Познакомить с техникой рисование тычком для повышения выразительности рисунка.
Задание: выполнение пейзажа.
Материал: бумага формат А 4, карандаш, гуашь, жесткая кисть, иллюстрации, эскизы.
Тема 15. Мой город. Техника: пастель. Способы передачи глубины пространства. Уменьшение удаленных
предметов. Изменение контрастности.
Задание: выполнение городского пейзажа.
Материал: бумага формат А 4, пастель
Тема 16. Забавные животные. Техника: объёмное моделирование. Освоение работы с бумагой; приёмы сгибания.
Перевод плоского листа в разнообразные объёмные формы.
Задание: выполнение животного.
Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей.
Тема 17. Мои любимые домашние животные. Техника: рисование тычком. Совершенствовать умение использовать
рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком
фактуру как средство выразительности.
Задание: выполнение рисунка котёнка.

Материал: бумага формата А 4, карандаш, гуашь, жесткая кисть, иллюстрации, эскизы.
Тема 18. Герои из мультика. Техника: квилинг. Освоение работы с бумагой; разрезание, склеивание. Склеивание
простых объёмных форм.
Задание: выполнение игрушки.
Материал: гофрированный картон, резец, клей.
Тема 19-20. Бумажные цветы. Техника: оригами. Основные приёмы складывания бумаги. Складывание различных
форм животных, птиц, цветов.
Задание: выполнение цветов.
Материал: цветная бумага формата А 4 (для ксерокса).
Тема 21-22. «Облака…» Техника: акварель, гуашь. Создание образа ясного неба. Получение оттенков голубого
цвета. Учить рисовать причудливые облака. Создание образа пасмурного неба. Получение оттенков тёмно-синего цвета.
Задание: выполнение облаков.
Материал: бумага формата А 4, гуашь, акварель, кисти.
Тема 23. Ночная композиция. Техника: набрызг, печать по трафарету. Учить создавать образ звездного неба,
используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие.
Задание: выполнение пейзажа.
Материал: бумага формата А 4, гуашь, кисти, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть, картонка для
набрызга, эскизы, иллюстрации.
Тема 24. Космические пространства. Техника: коллаж. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то
нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу.
Задание: выполнение пейзажа.
Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Тема 25-26. Море. Техника: гуашь. Создание образа моря живописным способом. Передача пространства
средствами цветовой перспективы.
Задание: выполнение пейзажа.
Материал: бумага формата А 4, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы.
Тема 27-28. Подводный мир. Техника: гуашь. Учить рисовать различные водоросли, рыб различной величины.
Развивать воображение, чувство композиции.
Задание: выполнение рисунка рыб.
Материал: бумага формата А 4, карандаш, гуашь, кисти, эскизы, иллюстрации.
Тема 29-30. Весенние цветы. Техника: монотипия. Закрепить знание о симметричных и несимметричных предметах,
навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.
Задание: выполнение цветочного натюрморта.
Материал: бумага формата А 4, карандаш, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей.
Тема 31-32. Бабочки. Техника: монотипия. Учить создавать выразительный образ с помощью красок и кисти.
Развивать пространственное мышление.
Задание: выполнение рисунка бабочки.
Материал: бумага формата А 4, акварель, кисти, рисунки детей.
Тема 33. Летний пейзаж. Техника: коллаж. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание
передавать её красоту.
Задание: выполнение пейзажа.
Материал: картон, карандаш, нитки, ножницы, клей.
Тема 34. Выставка работ учащихся.

1.5. Планируемые результаты
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
к концу учебного года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты:
Развивающие:
Активизировать познавательный интерес к искусству; формировать мировозрение учащихся, представление о
художественной форме в искусстве и навыки ее прочтения в разных видах изобразительного искусства – в живописи,
графике, скульптуре; закрепить приемы передачи художественной формы в собственных работах, используя ритм,
динамику, непрерывность линии, пластику и другие средства выразительности.
Обучающие:
Развивать умение объяснять и применять в собственных работах художественно-выразительные средства
изобразительного искусства, создавать беспредметные пластические композиции, передающие состояние; развивать
память, внимание, кругозор учащихся; обогащать словарный запас детей;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к искусству, способствовать эстетическому восприятию учебного материала; формировать
эмоциональную отзывчивость на красоту, умение замечать ее удивительные особенности; воспитывать бережное
отношение к природе.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных
учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа изобразительной деятельности, включающая социальные, учебно-творческие и внешние
мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым видам изобразительного искусства, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств
самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно- творческую задачу;
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной
жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной
творческой задачи;
- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, сформировать познавательные интересы;
- совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение
оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- сформировать систему универсальных учебных действий.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
✓ начало учебного года – 01.09.22, конец учебного года –26.05.23;
✓ начало учебных занятий не ранее 15-10 час, окончание – не позднее 17-10 час;
✓ продолжительность учебного года 36 недель;
✓ объем программы 144 часа в год.
✓ Учебные занятия проводятся согласно расписанию.

Календарный учебный график
месяц

сентябрь

Недели
обучения

1

Кол-во часов

2

3

ноябрь

октябрь
4

5

6

7

8

9

4 4 4 4 4 4 4 4 4

Аттестация/
Формы
контроля

Входная
диагности
ка

Всего часов
144

16

декабрь

январь

февраль

март

апрель

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

3
3

34

35

36

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Промежуточная
диагностика,
аттестация
16

май

20

16

Итоговая
диагностика,
аттестация
12

16

20

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
- Занятия проводятся в оборудованном кабинете изобразительного искусства,
Материально-техническое обеспечение дисциплины включает:
1) библиотечный фонд МБОУ г. Керчи РК «Школа №12»
2) мультимедийное оборудование для просмотра репродукций, презентаций
Альбомы репродукций, рисунки, весь наглядный материал к соответствующим темам данного курса.
Информационное обеспечение.
- учебные фильмы;
-интерактивные обучающие программы;
- журналы, книги;
- художественные энциклопедии.
Интернет – источники:

16

12

1. Российский общеобразовательный портал, единое окно доступа к образовательным ресурсам. URL:http://window.edu.ru
2. Социальный портал в области образования для подростков, их родителей и учителей. URL: www.planetashkol.ru
3. Сайт издательского дома. «Первое сентября» URL:www.1september.ru
4. Единый каталог образовательных услуг. URL: https://infourok.ru/
5. ЕдиныйУрок.рф — интернет-портал для проведения Единых уроков и образовательных мероприятий, рекомендованных
Министерством просвещения Российской Федерации. URL: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai
6. МультиУрок – образовательная площадка. URL:https://multiurok.ru/
7. Образовательная социальная сеть URL: http://nsportal.ru
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий нормам профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденных Приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Методическое обеспечение.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых тем возможно в дистанционном режиме.
Используемые педагогические технологии:
- развивающее обучение – при развивающем обучении обучающийся самостоятельно приобретает какую – либо
информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий;
- игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от
элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, обучающийся подчиняет этой задаче все свои сиюминутные
действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого;
- эвристическое обучение позволяет подвести обучающихся, с помощью умелой постановки вопросов педагога и
благодаря собственным усилиям, к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные методы (устное изложение материала);
- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы (упражнения, тренинги).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно - иллюстративные (обучающиеся усваивают и воспроизводят готовую информацию);
- репродуктивные (обучающиеся воспроизводят полученные знания).
Методы воспитания:
- поощрение (устное, дипломы и грамоты);
- мотивация (настрой обучающегося на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий.
- открытое занятие;
- соревнование, турнир, конкурс, выставка.
- беседа и др.
- выполнение эксперимента.
Педагогические технологии.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Алгоритм учебного занятия:
приветствие, проверка присутствия обучающихся;
объявление темы и цели занятия;
повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
повторение пройденного материала;
объяснение нового материала;
опрос по усвоению нового материала;
практическая работа;
подведение итогов занятия;
уборка рабочих мест.

•
•

Методические материалы:
Методические разработки:
- раздаточный материал;

•
•
•

- разработки вопросов и заданий для устного и письменного опроса, бесед, конспектов открытых занятий, тестов,
практических заданий, упражнений.
- иллюстративный материал;
- демонстрационный материал;
Дидактические материалы: инструкции по ТБ, задания, упражнения.
2.3 Формы аттестации и контроля

Формы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в течение всего периода обучения.
Входной контроль – проводится при наборе, в виде собеседования, где изучаются отношения обучающегося к
выбранной деятельности, его способности в этой области, личные качества ребенка.
Формы текущего и промежуточного контроля: открытые занятия, соревнования, турниры, конкурсы, выставки.
Формы итогового контроля: итоговое занятие, выставка.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты оценки ЗУН обучающихся, педагог составляет
аналитическую справку, в которой отражает уровень освоения обучающимися Программы. Так же подтверждением
успешной реализации Программы являются грамоты, дипломы, протоколы, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Успешной реализации Программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы:
открытые занятия, соревнования, турниры, чемпионаты, конкурсы и т.д.

2.4. Список литературы
Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. – М., 1980.
1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1999 г.
2. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995
3. Доронова Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 2002
4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. - М.,2008
5. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. -М., 1992.
6. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. -М., 1994.
7. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью
детей. – М., 2007.
8. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.,
1998.
9. Работа с натурой: Уроки мастерства. Школа рисования. – М., 2006.
10.Рожкова Е.Е., Херсонская Е.Л. Рисование. -М., 1964.
11.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф.
фак-тов педин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М., 1998.
12.Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. 2-е
изд., доп. и перераб. - М., 1979.
13.Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 2006
14.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. – М.: АГАР, 2006.
15. Кузин В.С., Ломов С.П., Шорохов Е.В. и др. Изобразительное искусство: 5-9 классы: Программа
общеобразовательных учреждений, учебное издание. – М.: Дрофа, 2010. – 46 с. 7. Неменский Б.М. Педагогика
искусства. – М.: Просвещение, 2007.
16. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2008.
17. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8–9 классы: Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
18. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М.:
Просвещение, 2010.

•

Интернет источники:
www.art-urok.ru

•
•

www.mtdesign.ru
www.dobrieskazki.ru
3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы (Приложение1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков обучающихся осуществляется с помощью
системы поэтапных аттестационных испытаний в процессе обучения за обучающимися;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;
- тесты, карты оценки способностей и знаний;
-участие в соревнованиях: городских, республиканских, всероссийских.
- открытые занятия.
Высокий уровень -4,0-5,0 баллов
Средний уровень - 2,0-3,9 баллов
Низкий уровень -1,0-1,9 баллов
Система оценивания;
1 – низкий уровень обучения (нет правильно выполненных заданий),
2 – уровень ниже среднего (много ошибок и исправлений при выполнении заданий),
3 – средний уровень обучения (есть правильно выполненные задания, но есть грубые ошибки),
4 – уровень выше среднего (есть небольшие исправления, в целом задания выполнены правильно),
5 – высокий уровень обучения (задания выполнены правильно, без исправлений)
В качестве форм подведения итогов по программе используются: отчеты по лабораторным и практическим работам,
исследовательским работам, тематическим выступлениям, участие в конкурсах и на олимпиадах

Оценочные материалы
Таблица мониторинга знаний, умений и навыков обучающихся
Таблица 1
№ Фамилия,

Раздел программы

Общий Средний Уровень
балл

презентации.

электронные

Эксперимент и

веществ.

неорганических

Основные классы

понятия.

ребёнка

балл

Основные химические

имя

3.2. Методические материалы
Методическая литература и методические разработки для обеспеченияобразовательного процесса (Приложение 2):
- планы- конспекты отчетных занятий;
- годовой план воспитательной работы;
- сценарии воспитательных мероприятий.

Приложение 2
Практическое занятие
Тема занятия «Подводный мир»
Общеизвестно, что рисование является выраженным средством эстетического воспитания, оно позволяет детям
выразить свое представление об окружающем мире, развивает фантазию и воображение, дает возможность закрепить
знания о форме и цвете. Позволяет учителю проводить параллели и интеграцию с предметами школьного цикла различной
направленности. При систематическом, целенаправленном и вместе с тем тактичном и ненавязчивом руководстве со
стороны учителя дети не только отражают мир, но и показывают его в своих работах.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате
накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественнотворческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, учащийся применяет действия, контролируя
их представлением изображаемого предмета. Движение руки, направленное на выполнение рисунка, не рождаются самим
процессом изображения. Поэтому, способом рисования его следует учить и развивать их, то есть учить технике рисования.
Цели и задачи: закрепить знания об анималистическом жанре; совершенствовать умения рисовать водную среду обитания
и ее жителей: о размерах, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении тела водного
животного; учить видеть общие и индивидуальные особенности. Продолжать обучать правильному составлению
композиции, технике подбора и смешивания красок, соблюдению пропорций. Воспитывать взаимную вежливость,
дисциплину, аккуратность, коллективистические качества, экологическую культуру.
Оборудование к уроку:

для учителя – муляжи изображающие рыб, морские раковины, водоросли;
для учеников – лист для рисования акварельными красками, акварельные краски, фломастеры, карандаши, кисточки двухтрех размеров, баночки для воды, палитра.
Зрительный и звуковой ряд:
видео презентация с фотографиями, репродукциями, иллюстрациями подводного и надводного пространства.

Ход урока:
I.

Организация класса.

II.

Вводная беседа:

Учитель: - Ребята, на какой планете мы с вами живём? (Земля) А знаете ли вы какой процент воды по отношению к суше
на нашей планете? (80%)
А все ли мы знаем об обитателях водной стихии? На сколько глубока и разнообразна жизнь под водой? Ученые стоят еще
только на пороге изучения водного мира. На нашем уроке я хочу познакомить вас с удивительным, красочным,
загадочным и необыкновенно красивым подводным царством.
Отгадайте загадки об обитателях морского дна:
Снизу камень, сверху камень, четыре ноги да одна голова (черепаха)
Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (рыбка)
Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (рыба)

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (акула)
Теремок ползет, на себе его везет, хозяюшка богатая, рогатая. (улитка)
У родителей и деток вся одежда из монеток. (рыбки)
В воде –жива, а на суше – мертва. (рыба)
Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, голова торчит, да ноги. (черепаха)
Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка. (лягушка)
Вспомните сказки, литературные произведения, мультфильмы, художественные фильмы, документальные, в которых
действуют обитатели подводного царства.
Подводный мир многообразен, но мы не часто можем туда заглянуть и увидеть его обитателей.
Давайте рассмотрим нашу видео презентацию, репродукции, фотографии и иллюстрации. Рассматривая наглядный
материал, учитель делает акценты на:
• изучение среды обитания
• анализ основных форм, частей тела
• особенности внешнего вида
• уточнении характерных движений
• поведении и способах передвижения

III.

Деятельность учащихся под руководством учителя.

Учитель. Пофантазируйте, представьте себе, как бы могло выглядеть морское дно с его обитателями и подводными
растениями. Теперь воображаемое изобразите в своем рисунке.
Помните о соотношении форм и размеров, используйте свою фантазию, ведь подводный мир еще так мало изучен.
Продумайте окружение, детали: водоросли, камешки, ракушки, песок и других животных и т.д.
Определяем цветовое решение: смачиваем водой лист (готовый карандашный рисунок) для работы «по мокрому», сырую
бумагу быстро и легко подкрашиваем цветом, подобранным на палитре (песок, вода, водоросли). «Разводы» и «расплывы»
краски дадут эффект водной среды, ее мягкости и расплывчатости.
Рыб тоже прописываем цветом, показываем их яркость, необычность форм, разнообразие.
Подсохший рисунок прорисовываем, подчеркивая контуры, линии, мелкими деталями придаем выразительность,
проработанность. Уточняем особенности внешнего вида (чешуя, плавники).
Учитель проводит анализ общих ошибок по мере их возникновения, индивидуальную работу с учащимися.
IV.

Итог урока.

Экспресс просмотр рисунков. Анализ всех работ, с акцентом на более удачные.
- Чьи работы удовлетворяют требованиям соблюдения пропорций достаточно крупных размеров деталей рисунка?
- У кого фон и рыбы решены в гармоничном цвете, нет белой бумаги, (или очень мало, там где необходимо)?
- Чья работа привлекает внимание своей яркостью, гармоничностью, фантазией?
- Как работали над мелкими деталями (чешуя, глаза, плавники, водоросли и т.п.)?
- Назовите лучшие работы по выразительности, завершенности, аккуратности.
V.

Уборка рабочих мест.

Приложение 2
Воспитательное мероприятие
«РАДУГА»
Цели занятия: повторить сведения о жанрах изобразительного искусства, основы цветоведения; расширять кругозор
учащихся; развивать умение работать в группе; воспитывать интерес к предмету.
Тип занятия: Обобщение пройденного материала
Образовательные технологии: развивающего обучения, диалоговые
Формы обучения. Командная, игровая
1. Методы обучения: словесные, наглядные.
2. Планируемые результаты:
а) предметные;
б) метапредметные:
-познавательные
-регулятивные
- коммуникативные
в) личностные.
Описание: Турнир- викторина для детей 6 классов. Материал предназначен для расширения кругозора учащихся
по изобразительному искусству.
Оборудование: полоски цветной бумаги всех цветов радуги +черного и белого цвета; карточки с заданиями; бумага,
карандаши; репродукции картин; видеопроектор, презентация прилагается.
Ход мероприятия
До начала турнира учащиеся делятся на две команды, выбирают капитанов, занимают места за игровыми столами.
Каждый конкурс оценивает жюри. Победителем становится команда в итоге набравшая большее количество баллов.
КОНКУРС «РАЗМИНКА»
Назвать жанры ИЗО. (Вопросы задаются командам по очереди.)
1. Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу Знай, что это... НАТЮРМОРТ!
2.Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед, Обязательно картина
Называется... ПОРТРЕТ!
3.Если видишь: на картине нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется … ПЕЙЗАЖ.
4.Если видишь на картине
Повседневный труд людской:
За прилавком в магазине
Или в швейной мастерской,
На заводе или в поле,
Или на уроке в школе.
Это, навсегда усвой,-

Жанр картины… БЫТОВОЙ.
5.Перед этою картиной
Все почтительно стоят,
А иные бьют поклоны и молитвы говорят. ИКОНА.
6.Если на картине танки
В бой лавиною пошли
Или быстрые тачанки,
Или в море корабли,
Иль, штыков мерцая сталью,
В бой пехота поднята,Называется…БАТАЛЬНЫМ
Жанр картин таких всегда!
7.Если на картине лоси нарисованы
Или собрались, встречая осень,
К перелету журавли,
Или как живут пингвины
В стуже антарктической.
Знай, что жанр такой картины … АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ.
8. Если видишь на картине
Ты мифических зверей
Или сказочный град Китеж,
Или трех богатырей –
Славных витязей былинных,
Иль кувшин магический.
Помни, - у такой картины
Жанр… МИФОЛОГИЧЕСКИЙ.

Вместе с солистами исполняется песня «Если видишь на картине…» Г. Гладкова.
КОНКУРС «МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА»
Команды называют или напевают строчки из песен, в которых встречается какой-либо цвет.
Побеждает команда, вспомнившая больше песен.
КОНКУРС «РАЗНОЦВЕТНЫЙ»
Учащимся раздаются полоски цветной бумаги. В ответ на вопрос команды поднимают цветные полоски, балл
получает команда, ответившая быстро и правильно.
Эти краски – не простые, они зовутся основные. Раз, два, три, быстро краски покажи. (ЖЕЛТАЯ, КРАСНАЯ,
СИНЯЯ)
Если красная с желтой подружится, какая новая краска получится? Раз, два, три, быстро краску покажи.
(ОРАНЖЕВАЯ)
Если синяя с желтой подружится, какая новая краска получится? Раз, два, три, быстро краску покажи. (ЗЕЛЕНАЯ)
Какого цвета верхняя полоса Российского флага? Раз, два, три, быстро краску покажи. (БЕЛОГО)
Какого цвета береты у военнослужащих десантных войск? Раз, два, три, быстро краску покажи. (ГОЛУБОГО)
Какому коту из известной песни всегда не везет? Раз, два, три, быстро краску покажи. (ЧЕРНОМУ)
В какой цвет окрашены пожарные машины в России? Раз, два, три, быстро краску покажи. (КРАСНЫЙ)
Какого цвета нижняя дуга у радуги? Раз, два, три, быстро краску покажи. (ФИОЛЕТОВОГО)
Какого цвета тоска в известном фразеологизме? Раз, два, три, быстро краску покажи. (ЗЕЛЕНОГО)
Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым? Раз, два, три, быстро краску
покажи. (БЕЛОГО)
КОНКУРС «РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР»
Выбрать правильный ответ из предложенных.
1.Кто такой ЖИВОПИСЕЦ?
А) человек, умеющий быстро писать;
Б) художник;
В) писатель, пишущий веселые, живые рассказы;

Г) очень быстро и много рисующий человек.
2. Как называется особа женского пола, позирующая для картины?
А) манекенщица;
Б) позерка;
В) модельщица;
Г) натурщица.
3. Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?
А) точит карандаш;
Б) сгущает краски;
В) ломает кисти;
Г) рвет бумагу.
4. Что такое «АВТОПОРТРЕТ»?
А) изображение любимого автомобиля;
Б) портрет человека в автомобиле;
В) портрет часто переезжающий с выставки на выставку;
Г) портрет художника, выполненный им самим.
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Капитаны команд получают карточки с заданиями. Надо поменять местами буквы в слове, чтобы получилось
новое слово, характеристики которого написаны на листе.
КАРКАС – материал для рисования - … (КРАСКА)
ЗАМОК - слой краски, наложенный одним движением кисти -… (МАЗОК)
МОЛЬБА – сборник рисунков, фотографий -… (АЛЬБОМ)
НАНОМЕТР – живописное, скульптурное или графическое изображение -… (ОРНАМЕНТ)
КОНКУРС «ТВОРЦЫ И ТВОРЕНИЯ»

Команды получают карточки с репродукциями картин и листочки с фамилиями художников и названиями
картин. За 2 минуты надо подобрать названия к репродукциям.
• «Утро в сосновом бору» И. И. Шишкин.
• «Всадница» К. П. Брюллов.
• «Кружевница» В.А. Тропинин.
• «Девочка с персиками» В. А. Серов
• «Неизвестная» И. Н. Крамской.
• «Тройка» В. Г. Перов.
• «Иван Грозный и сын его Иван» И. Е. Репин.
• «Грачи прилетели» А. К. Саврасов.
• «Боярыня Морозова» В. И. Суриков.
• «Итальянское утро» К. П. Брюллов.
• «Аленушка» В. М. Васнецов.
КОНКУРС «МИР ИСКУССТВА»
Надо назвать понятие из мира искусства по характеризующим его прилагательным.
Надменный, дурной, нежный, светлый, пастельный, теплый, холодный (ТОН).
Психологический, вылитый, словесный, групповой, парадный, скульптурный (ПОРТРЕТ).
Станковая, книжная, газетно-журнальная, компьютерная (ГРАФИКА).
Грунтовая, автомобильная, засохшая, масляная, акриловая, гуашевая, акварельная (КРАСКА).
Химический, косметический, твердый, мягкий, простой, заточенный, сломанный, тупой (КАРАНДАШ).
Живая, немая, заключительная, известная, ценная (КАРТИНА).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА № 12 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А. БЕЛЯКОВА»

СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
Прошакова Е.Е.
«30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Сырбул А.Б.
«31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБУО г. Керчи РК
«Школа № 12 им. Героя Советского Союза
Н.А. Белякова»
Приказ №411 от 01.09.2023г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Палитра»
2023/2024 учебного года
МБУО г. Керчи РК «Школа № 12 им. Героя Советского Союза Н.А. Белякова»
Педагог: Прошакова Е.Е.
Количество часов в неделю - 4 ч /на год – 136 ч
Планирование составлено на основе программы:
Дополнительная образовательная программа творческого объединения «Палитра»

3.3. Календарно-тематическое планирование
№

Наименование

Кол-во

п/п

тем

занятий

Теоретические
занятия

Практические
занятия

Техника

1.

Чем и как работает
художник.

1

1

2-5

Осенний пейзаж.

4

0,5

3,5

акварель

6-7

Натюрморт из
природного
материала.

2

0,5

1,5

коллаж

8-11

Осенний натюрморт.

4

0,5

3,5

отрывная
аппликация

12-13

Рисование вазы.

2

0,5

1,5

акварель

14-17

Рисование
натюрморта.

4

4

акварель

18-19

Портрет.

2

0,5

1,5

цветной граттаж

20-21

Зимние узоры.

2

0,5

1,5

граттаж

22-24

Зимняя улица.

3

0,5

2,5

рисование тычком

25-26

Мой город.

2

0,5

1,5

пастель

27-28

Забавные животные.

2

0,5

1,5

объёмное
моделирование

Дата
проведения

29-31

Мои любимые
животные.

3

3

рисование тычком

32-34

Герои из фильма.

3

0,5

2,5

квиллинг

35-38

Бумажные цветы.

4

0,5

3,5

оригами

39-40

«Облака…».

2

0,5

1,5

акварель

41-42

Ночная композиция.

3

0,5

2,5

гуашь

43-46

Космическое
пространство.

4

0,5

3,5

набрызг, печать
трафаретом

47-50

Море.

4

0,5

3,5

гуашь

51-54

Подводный мир.

4

0,5

3,5

гуашь

55-58

Весенние цветы.

4

0,5

3,5

монотипия

59-62

Бабочки.

4

0,5

3,5

монотипия

63-67

Летний пейзаж.

4

0,5

3,5

коллаж

68

Выставка работ
учащихся.

1

1

Приложение 4
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Палитра»
№

Причина корректировки

Дата

Согласование с зам
по УВР
(подпись)

Приложение 5
3.5. План воспитательной работы
Цель воспитательной работы в творческом объединении – личностное развитие обучающихся.
Основные задачи:
- формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- укрепление здоровья;
- профессиональное самоопределение и творческий труд детей;
- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в обществе;
- социализация детей;
- работа с семьей;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
В результате проведения воспитательной работы будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива,
повысится интерес к занятиям и уровню личностных достижений обучающихся, повысится уровень активного участия
родителей в работе объединения.

План воспитательной работы
кружка «Физико-химические исследования + решение задач по химии»
№

Наименование мероприятия

Период
проведения

Форма проведения

Гражданско-патриотическая воспитание
1

Великие художники России, их вклад в искусство.
И.И. Левитан – мастер «пейзажа настроения»

сентябрьоктябрь

Просмотр
презентации,
просмотр видеоролика.

2

Выдающиеся художники России, их вклад в искусство.
И.К. Айвазовский – последний романтик.

сентябрьоктябрь

Просмотр
презентации

3

Выдающиеся художники России, их вклад в искусство.
И.И. Шишкин – «лесной богатырь»

ноябрь

Просмотр
презентации.

4

декабрь

Доклад-сообщение

5

Выдающиеся художники России, их вклад в искусство.
Архип Куинджи
«Великие портретисты России»

апрель-май

Информационная
страничка

6

«Художники Крыма».

апрель-май

Информационная
страничка

Культурологическая воспитание, личностно-волевое
7

Достопримечательности России. Русский музей.

Октябрь

Онлайн-экскурсия

8

«Храмовое искусство России»

декабрь

Конкурс- тренажер

9

Достопримечательности России. Царь – пушка. Царь – колокол.

февраль

Онлайн-экскурсия.

10

Викторина: «Кто лишний»

январь

Конкурс-игра

11

Викторина: «Веселые художники»

декабрь

Конкурс-викторина

12

Граттаж

декабрь

Мастер-класс

октябрьноябрь

Лекция, презентация

Экологическая воспитание
13

Пейзажная картина в истории живописи

14

Взаимосвязь экологии и химии. Создание экологически безопасных
технологий.
Артакадемия

15

март-апрель

Лекция

апрель

Дидактическая игра
экологического
направления

январь

Беседа, просмотр
видео-ролика

май

Беседа, просмотр
видео-ролика

ноябрьдекабрь

Просмотр видеоролика, защита
проектов

Духовно-нравственное воспитание
16

Народные промыслы России.
Каменное зодчество.
Керамика (гжель, дымковская игрушка).

17

Народные промыслы России. Металлы. Обработка металлов.
Художественная обработка металла (финифть, филигрань).

18

2022 год — Международный год стекла.
М.В. Ломоносов – основоположник научного подхода к производству
стеклянных изделий в России. Мозаика

19

Игра – викторина «Знатоки искусства»

20

Народные промыслы России. Металлы. Обработка металлов.
Декоративная роспись на металле и лаковая живопись (жостовские
подносы, палежская лаковая живопись).

апрель

Соревнования между
командами

май

Просмотр видеоролика, презентаций,
защита проектов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».