Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Умелые руки

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«Школа № 12 имени Героя Советского Союза Н.А. Белякова»

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК «Школа №12
им. Героя Советского
Союза Н.А. Белякова»
Протокол №23
от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом директора
МБОУ г. Керчи РК «Школа №12»
им. Героя Советского Союза
Н.А. Белякова»
Приказ №411 от «01» августа 2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Умелые руки»
Направленность - художественная
Срок реализации программы - 1 год
Тип программы - общеразвивающая
Вид программы - модифицированная
Уровень – стартовый
Возраст обучающихся 10-15 лет
Составитель: Дикарева О.В.
педагог дополнительного образования

г. Керчь
2023 г.

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умелые руки» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
на 29 декабря 2022 г.);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(с изменениями на 31 июля 2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
г. № 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам;
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
развития дополнительного образования детей»;
2

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
15. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 19.12.2022 г.);
16. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030
года в Республике Крым»;
17. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
18. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
19. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
20. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
22 Уставом МБОУ г. Керчи РК «Школа №12 им. Героя Советского Союза
Н.А. Белякова»;
23. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам.
Программа является модифицированной.
Направленность Программы «Умелые руки» - художественная.
3

Актуальность Программы продиктована требованием времени.
Формирование развитой личности - сложная задача, поэтому преподавание
способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный
характер.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность
проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее
эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития
творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной
творческой деятельности.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале
разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем
более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе
предложенных для изготовления изделий происходит ознакомление с
профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи.
Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по
выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Новизна Программы заключается в ее практической значимости: она
открывает большие возможности профориентационной и трудовой
деятельности каждому, участвующему в ее реализации. В наше время
технического прогресса построение образовательного процесса не может
оставаться на прежнем уровне. Поэтому педагог в своей работе должен
использовать новые технологии, методики. При освоении данной программы
активно используется метод творческого проекта. Научить всему, вызвать
интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из
основных задач педагога. И, как показывает практика, увлечение воспитанниц
поначалу лишь непосредственным изготовлением предлагаемых образцов
изделий постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а
затем воплощать его в материал. В этом и состоит новизна данной программы.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что она призвана
научить детей не только репродуктивным путём осваивать приёмы вязания и
различные техники выполнения изделия, но и побудить к творческой
деятельности. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия
для расширения информированности в области вязания крючком, обогащения
навыками общения в детском коллективе. В основе построения данной
программы
лежат
практическая направленность и
личностно
–
ориентированный подход.
При реализации данной программы осуществляется индивидуальный
подход к каждому ребенку при обучении приемам вязания.
Отличительные особенности Программы.
Система знаний по
предмету, в системе дополнительного образования, выявляя и развивая
индивидуальные способности обучающихся, способствует общему развитию и
воспитанию учащихся.
Особенностью Программы является индивидуальный подход и обучение
учащихся.
4

Индивидуальный подход заложен в Программу и имеет два главных
аспекта:
Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым
обучающимся с учётом личных способностей.
Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося,
что важно в процессе обучения.
Каждый обучающийся является конструктором своего образования,
организатором своих знаний.
Программа позволяет обучающимся проявить полученные теоретические
знания на практике.
Обучение по программе ведется в разновозрастных группах. В данном
случае имеется ввиду учебные занятия, где в рамках учебного процесса,
взаимодействует постоянный состав обучающихся разного возраста, но одного
уровня подготовленности.
Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность
детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и
частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
Отличительной особенностью разновозрастной группы является
качественно новый социальный опыт межличностных взаимоотношений. В
такой группе ребёнок на протяжении всего обучения имеет естественную
возможность не только наблюдать способы межличностных взаимоотношений,
но и быть активным их участником
Воспитательный потенциал обучения в разновозрастной группе
существенно возрастает, так как обеспечивается взаимодействие, общение
обучающихся разного возраста, то есть удовлетворение важнейшей
потребности ребенка. Это возможно при организации совместной учебной
деятельности детей, которая создает основу разновозрастного обучения.
Адресат Программы: обучающиеся девочки в возрасте от 10 лет до 15
лет.
Подростковый возраст 10-15 лет. Переход от детства к взрослости
составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа.
Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена
многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом
возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации
ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомофизиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические
новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному
полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными
новообразованиями
подросткового
возраста
есть
стремление
к
самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и
профессиональных интересов.

5

Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год и предполагает
среднюю сложность предлагаемого материала для освоения содержания. Общее
количество часов, необходимых для освоения программы составляет 72часа.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень
обучения

Год
обучения

стартовый

1 год

Количество
Количество Объем
учащихся в часов
в программы
группе
неделю
25 человек
2часа
72часа

Возраст
учащихся
10– 15_лет

Уровень Программы – стартовый
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение
некоторых тем возможно в дистанционном режиме.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему
подготовки обучающихся.
В данной Программе руководитель, исходя из интересов детей, уровня их
подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность
изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить
конкретные формы занятий.
Наполняемость в группе составляет 25 человек. Состав группы –
постоянный, группа разновозрастная.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 2часа в
неделю, 72часа в год. Академический час - 45минут.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для развития личности обучающихся и развития
творческого потенциала посредством обучения вязанию крючком.
Задачи:
Обучающие задачи:
- познакомить учащихся с основными правилами и приёмами вязания крючком
декоративных изделий;
- научить технике вязания крючком;
- привить устойчивый интерес детей к занятию вязания крючком;
Развивающие задачи:
6

- формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимание, память,
усидчивость, аккуратность, эстетический вкус, индивидуальные творческие
способности;
Воспитательные задачи:
- способствовать формированию адекватной самооценки, самообладания,
выдержки, воспитание уважения к чужому мнению;
- воспитывать усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость,
волю к победе, эмоциональную устойчивость;
- развивать мотивацию к познанию.
1.3. Воспитательный потенциал Программы
Цель воспитательной работы в творческом объединении – личностное
развитие обучающихся.
Основные задачи:
формирование
общероссийской
гражданской
идентичности,
патриотизма;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- укрепление здоровья;
- профессиональное самоопределение и творческий труд детей;
- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в
обществе;
- социализация детей;
- работа с семьей;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
Для решение реальных проблем сообщества страны, учащиеся
привлекаются к получению знаний, через включение в коллективные
общественно полезные практики и мероприятия. Ежегодно обучающиеся
принимают участие в_конкурсах и фестивалях декоративно-прикладного
творчества, выставках детских работ.
Подробный перечень мероприятий отражен в Плане воспитательной
работы творческого объединения на учебный период в Приложении 3.5.
В результате проведения воспитательной работы будет достигнут
высокий уровень сплоченности коллектива, повысится интерес к занятиям и
уровню личностных достижений обучающихся, повысится уровень активного
участия родителей в работе объединения
1.4. Содержание Программы
Таблица 2
Учебный план
7

№
занят
ия

Содержание
занятий в плане

всего

Количество часов
Формы
теория практика аттестации и
контроля

1

Вязание крючком как вид
декоративно - прикладного
творчества. Инструменты,
материалы, приспособления. ТБ при
работе крючком.

2

1

1

Педагогическ
ое
наблюдение

2

Основы вязания крючком.
Выполнения основных приемов
вязания - воздушные петли,
полустолбик, соединительный
столбик, столбик без накида,
полустолбик с накидом, столбик с 1 и
более накидами.
Условные обозначения
петель на схемах, чтение
схем.

6

1

5

Педагогическ
ое
наблюдение

2

1

1

Педагогическ
ое
наблюдение

4

Вязание круглого полотна.

2

1

1

5

Вязание квадратного
полотна.

2

1

1

6

Выполнение тренировочных
упражнений.

2

0

2

Педагогическ
ое
наблюдение
Педагогическ
ое
наблюдение
Педагогическ
ое
наблюдение

7

Изготовление салфетки.
Выбор изделия, подбор
схемы вязания, материалов и
инструментов.
Вязание салфетки по
выбранной схеме.

2

1

1

Педагогическ
ое
наблюдение

4

0

4

Педагогическ
ое
наблюдение

9

Окончательная отделка
готового изделия,
крахмаление и ВТО.

2

1

1

Педагогическ
ое
наблюдение

10

Изготовление декоративной
корзинки. Выбор изделия, подбор
схемы вязания, материалов и
инструментов.

2

1

1

Педагогическ
ое
наблюдение

11

Вязание декоративной корзинки.

4

0

4

Педагогическ
ое
наблюдение

3

8

8

12

Окончательная отделка, контроль
качества готового изделия.

2

1

1

Педагогическ
ое
наблюдение
Презентация
изделия

13

Изготовление цветов в технике
вязание крючком. Выбор изделия,
подбор схемы вязания, материалов и
инструментов.

2

1

1

Педагогическ
ое
наблюдение

14

Вязание цветов по выбранным
схемам.

4

0

4

Педагогическ
ое
наблюдение

15

Окончательная отделка, контроль
качества готового изделия.

2

1

1

Педагогическ
ое
наблюдение
Презентация
изделия

16

Изготовление игрушки. Выбор
изделия, подбор схемы вязания,
материалов и инструментов.

2

1

1

Педагогическ
ое
наблюдение

17

Вязание деталей выбранного
изделия.

8

0

8

Педагогическ
ое
наблюдение

18

Соединение деталей.

2

1

1

Педагогическ
ое
наблюдение

19

Декорирование готового изделия.
Окончательная отделка, контроль
качества готового изделия.

2

1

1

Педагогическ
ое
наблюдение
Презентация
изделия

20

Творческий проект. Организационно
- подготовительный этап выполнения
творческого проекта.

2

1

1

Педагогическ
ое
наблюдение

21

Конструкторский этап выполнения
творческого проекта.

2

1

1

Педагогическ
ое
наблюдение

22

Технологический этап. Изготовление
изделия.

10

0

10

Педагогическ
ое
наблюдение

23

Заключительный (аналитический)
этап выполнения творческого
проекта.

2

1

1

Презентация
изделия

9

24

Итоговое занятие. Выставка работ.

2

0

2

Итого часов

72

17

55

Выставка
работ

Содержание учебного плана
Занятия по программе осуществляются в разновозрастных группах, при
организации таких групп педагогом учитываются дифференциация учебной и
физической нагрузки для детей разного возраста. При организации обучения,
чаще проводятся деления на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и
величина умственной и физической нагрузки соответствовала возрасту каждого
ребёнка. В каждом конкретном случае педагог в составе группы выделяет 2-3
подгруппы, и в соответствии с ними дифференцирует образовательную
деятельность.
1. Вязание крючком как вид декоративно - прикладного творчества.
Инструменты, материалы, приспособления. ТБ при работе крючком.
(2 часа).
Теория: Вязание крючком как вид декоративно - прикладного творчества.
Инструменты, материалы, приспособления. Правила техники безопасности.
Постановка задач на год.
Практика: Подбор инструментов, материалов и приспособлений для
дальнейшего вязания крючком.
2. Основы вязания крючком. Выполнения основных приемов
вязания - воздушные петли, полустолбик, соединительный столбик,
столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с 1 и более накидами.
(6 часов).
Теория: Техника выполнения основных приёмов вязания.
Практика: Выполнения основных приемов вязания - воздушные петли,
полустолбик, соединительный столбик, столбик без накида, полустолбик с
накидом, столбик с 1 и более накидами.
3. Условные обозначения петель на схемах, чтение схем. (2 часа).
Теория: Условные обозначения петель на схемах
Практика: Чтение схем.
4. Вязание круглого полотна. (2 часа).
Теория: Техника вязания круглого полотна.
Практика: Вязание круглого полотна.
5. Вязание квадратного полотна. (2 часа).
Теория: Техника вязания квадратного полотна.
Практика: Вязание квадратного полотна
6. Выполнение тренировочных упражнений. (2 часа).
Теория: Организация рабочего места, ТБ.
10

Практика: Выполнение тренировочных упражнений.
7. Изготовление салфетки. Выбор изделия, подбор схемы вязания,
материалов и инструментов. (2 часа).
Теория: Виды салфеток, соответствие номера крючка толщине
пряжи, условные обозначения на схемах вязания, необходимые приёмы
вязания.
Практика: Выбор изделия, подбор схемы вязания, материалов и
инструментов.
8. Вязание салфетки по выбранной схеме. (4 часа).
Теория: Организация рабочего места, ТБ.
Практика: Вязание салфетки по выбранной схеме.
9. Окончательная отделка готового изделия, крахмаление и
ВТО. (2 часа).
Теория: Окончательная отделка готового изделия, крахмаление и
ВТО.
Практика: Окончательная отделка готового изделия, крахмаление
и ВТО. Контроль качества готового изделия.
10. Изготовление декоративной корзинки. Выбор изделия,
подбор схемы вязания, материалов и инструментов. (2 часа).
Теория: Виды декоративных корзинок, соответствие номера крючка
толщине пряжи, условные обозначения на схемах вязания, необходимые
приёмы вязания.
Практика: Выбор изделия, подбор схемы вязания, материалов и
инструментов.
11. Вязание декоративной корзинки. (4 часа).
Теория: Организация рабочего места, ТБ.
Практика: Вязание декоративной корзинки.
12. Окончательная отделка, контроль качества готового
изделия. (2 часа).
Теория: Окончательная отделка готового изделия, крахмаление и
ВТО.
Практика: Окончательная отделка готового изделия, крахмаление
и ВТО. Контроль качества готового изделия.
13. Изготовление цветов в технике вязание крючком. Выбор
изделия, подбор схемы вязания, материалов и инструментов. (2 часа).
Теория: Виды декоративных цветов, соответствие номера крючка
толщине пряжи, условные обозначения на схемах вязания, необходимые
приёмы вязания.
Практика: Выбор изделия, подбор схемы вязания, материалов и
инструментов.
14. Вязание цветов по выбранным схемам. (4 часа).
Теория: Организация рабочего места, ТБ.
Практика: Вязание декоративных цветов.
11

15. Окончательная отделка, контроль качества готового изделия. (2
часа).
Теория: Окончательная отделка готового изделия, крахмаление и
ВТО.
Практика: Окончательная отделка готового изделия, крахмаление и
ВТО. Контроль качества готового изделия.
16. Изготовление игрушки. Выбор изделия, подбор схемы вязания,
материалов и инструментов. (2 часа).
Теория: Виды вязаных игрушек, соответствие номера крючка толщине
пряжи, условные обозначения на схемах вязания, необходимые приёмы
вязания.
Практика: Выбор изделия, подбор схемы вязания, материалов и
инструментов.
17. Вязание деталей выбранного изделия. (8 часов).
Теория: Организация рабочего места, ТБ.
Практика: Вязание деталей выбранного изделия.
18. Соединение деталей. (2 часа).
Теория: Виды, правила и техника соединения деталей вязаного изделия.
Практика: Соединение деталей изделия.
19. Декорирование готового изделия. Окончательная отделка,
контроль качества готового изделия. (2 часа).
Теория: Окончательная отделка готового изделия, крахмаление и ВТО.
Практика: Окончательная отделка готового изделия, крахмаление и
ВТО. Контроль качества готового изделия.
20. Творческий проект. Организационно - подготовительный этап
выполнения творческого проекта. (2 часа).
Теория: Творческий проект и его этапы. Разработка идеи.
Практика: Постановка целей проекта, выбор изделия для творческого
проекта, разработка требований к проектируемому изделию.
21. Конструкторский этап выполнения творческого проекта. (2 часа).
Теория: Конструкторская документация.
Практика: Составление конструкторской документации (чертежи,
схемы, технологические карты), подбор необходимых инструментов и
материалов.
22. Технологический этап. Изготовление изделия. (10 часов).
Теория: Организация рабочего места, ТБ.
Практика: Изготовление проектного изделия.
23. Заключительный (аналитический) этап выполнения творческого
проекта. (2 часа).
Теория: Анализ выполненной работы, подведение итогов.
Практика: Оценка выполненной работы, самоанализ. Презентация
проектного изделия.
24. Итоговое занятие. Выставка работ. (2 часа).
Практика: Выставка детских работ.
12

1.5. Планируемые результаты
К концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты.
Обучающие. Обучающиеся будут:
- знать основные правила и приёмы вязания крючком;
- получат навыки вязания крючком;
- проявлять устойчивый интерес к вязанию крючком декоративных изделий;
Развивающие. У обучающихся будет:
- сформирован устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развита мелкая моторика рук, координация движений, память, аккуратность;
- сформированы навыки самостоятельной работы;
Воспитательные. У обучающихся будут:
- сформированы адекватная самооценка, самообладание, выдержка, уважение к
чужому мнению;
- сформированы такие черты как усидчивость, настойчивость, трудолюбие,
целеустремлённость, волю к победе, эмоциональную устойчивость;
- развита мотивация к познанию.
К концу учебного года обучающиеся будут знать:
- технологию изготовления вязаных изделий
- инструменты и материалы и ТБ при вязании крючком
- основные приёмы вязания
- условные обозначения
- последовательность вязания простых изделий порядно и по кругу
- приёмы изготовления изделия из отдельных элементов
- терминологию вязания крючком;
К концу учебного года обучающиеся будут уметь:
- подбирать инструменты и материалы для вязания
- выполнять основные приёмы вязания
- читать схемы вязания по условным обозначениям
-вязать изделия по схемам и по описанию
- изготавливать изделия из отдельных элементов
- рационально использовать материал, время, оборудование, инструменты
- планировать предстоящую работу и работать по составленному плану
- давать анализ образца изделия.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
✓ начало учебного года – 1сентября, конец учебного года –26 мая;
✓ начало учебных занятий не ранее 14.20 час, окончание – не позднее
16.00 час;
13

✓ продолжительность учебного года 36недель;
✓ объем программы 72часа в год.
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.

14

Таблица 4
Календарный учебный график
месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

Недели
обучения

1 2

3

4

5

6

7

8

9

Кол-во часов

2 2 2

2

2

2

2

2

2 2

Аттестация/
Формы
контроля

Входная
диагностик
а

1
0

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

11

1
2

1
3

1
4

1
5

1
6

1
7

1
8

1
9

2
0

2
1

2
2

23

2
4

2
5

2
6

2
7

2
8

2
9

3
0

3
1

32

3
3

3
4

3
5

3
6

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Промежуточная
диагностика,
аттестация

Итоговая
диагностика,
аттестация

Всего часов 72

15

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
-Помещением для проведения кружка служит швейная мастерская. Она
достаточно просторная, хорошо проветриваемая, с хорошим естественным и
искусственным освещением, отвечает всем требованиям санитарии и
противопожарной безопасности.
-Столы рассчитаны на два человека, расставлены так, чтобы дети могли
работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка может свободно
подойти к каждому ученику. В помещении находиться стол руководителя,
шкаф для хранения незаконченных изделий, пряжи, ниток, образцов.
Помещение оборудовано инструментами и принадлежностями для
вязания крючком (крючки разных диаметров, маркеры для вязания,
ножницы, чертёжные принадлежности, иголки и булавки). Есть гладильная
доска и утюг.
Информационное обеспечение.
- учебные фильмы;
- интерактивные обучающие программы;
- журналы, книги.
Интернет – источники:
1.
2.
3.
4.
5.

URL: https://infourok.ru/
URL: http://stranamasterov.ru/
URL: http://shemyvyazaniya.com/
URL: http://kruchcom.ru/
URL:https://multiurok.ru/
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования,
соответствующий нормам профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденных Приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Методическое обеспечение.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых
тем возможно в дистанционном режиме.
Используемые педагогические технологии:
- развивающее обучение – при развивающем обучении обучающийся
самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий;
- игровое обучение – влияет на формирование произвольности
поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых
сложных. Выполняя игровую роль, обучающийся подчиняет этой задаче все
16

свои сиюминутные действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются
и запоминают, чем по прямому заданию взрослого;
- эвристическое обучение позволяет подвести обучающихся, с
помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным
усилиям, к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные методы (устное изложение материала);
- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы (упражнения, тренинги).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
обучающихся:
- объяснительно - иллюстративные (обучающиеся усваивают и
воспроизводят готовую информацию);
- репродуктивные (обучающиеся воспроизводят полученные знания).
Методы воспитания:
- поощрение (устное, дипломы и грамоты);
- мотивация (настрой обучающегося на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий.
- открытое занятие;
- выставки детских работ, мастер-классы.
- беседа и др.
Педагогические технологии.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Алгоритм учебного занятия:
• приветствие, проверка присутствия обучающихся;
• объявление темы и цели занятия;
• повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
• повторение пройденного материала;
• объяснение нового материала;
• опрос по усвоению нового материала;
• практическая работа;
• подведение итогов занятия;
• уборка рабочих мест.
Методические материалы:
Методические разработки:
- раздаточный материал;
- разработки бесед, конспектов открытых занятий, тестов, практических
заданий, упражнений.
Дидактические материалы: инструкции по ТБ, инструкционные и
технологические карты, упражнения.
2.3 Формы аттестации и контроля
17

Формы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в
течение всего периода обучения.
Входной контроль – проводится при наборе, в виде собеседования, где
изучаются отношения обучающегося к выбранной деятельности, его
способности в этой области, личные качества ребенка.
Формы текущего и промежуточного контроля: открытые занятия,
выставки, конкурсы декоративно-прикладного творчества.
Формы итогового контроля: итоговое занятие, выставки работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты
оценки ЗУН обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в
которой отражает уровень освоения обучающимися Программы. Так же
подтверждением успешной реализации Программы являются грамоты,
дипломы, протоколы соревнований, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Успешной реализации Программы должны способствовать различные
виды групповой и индивидуальной работы: открытые занятия, выставки
детских работ, мастер-классы, конкурсы декоративно-прикладного
творчества.

2.4. Список литературы
Литература для педагогов:
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1985.
2. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя. –
М.: Просвещение, 1981.
3. Высотская И. 100 узоров моего вязания. – М.: Видеосервис, 1990.
4. Еременко Т.И. Рукоделие. – М.: Легпромбытиздат, 1990.
5. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком: Пособие для учителя. – М., 1984.
– 143с., ил.
6. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: Экскомо-пресс, 1998.
7. Пучкова Л.С. Кружок художественного вязания. – М.: Просвещение, 1978.
8. Терешкова Т.А. Школа вязания крючком. – Мн.: ОДО «Хэлтон», 2004.
9. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика /. – М., 2004. – 127с.
10. Е. Карпова, С. Мещеряков - Азбука вязания. Вязание крючком - : АСТ,
Москва - 2005

18

Литература для детей и родителей:
1. Кондратюк Л.С. Учусь вязать: Пособие для начинающих. – Киев.:
КФВНИИ полиграфии, 1991.
2. Клиентов А.Е. народные промыслы. Для среднего школьного возраста.
Изд. «Белый город». – М., 2007.
3. Максимова М.В., Кузмина М.А. Первые шаги. – М., 2001.
4. Максимова М.В., Кузмина М.А. Быстрый крючок.– М., 1998.
5. Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка. – Минск, 2000.
6. Ханашевич Д. Я вяжу и вышиваю. М.: изд-во «Малыш», 1987.
7. Хуг Вероника. Вязаные цветы. / Пер. с нем. Л.И. Кайсаровой. – М.: изд-во
АРТ – РОДНИК, 2006.
Интернет – источники:
1.
2.
3.
4.
5.

URL: https://infourok.ru/
URL: http://stranamasterov.ru/
URL: http://shemyvyazaniya.com/
URL: http://kruchcom.ru/
URL:https://multiurok.ru/
3. Приложения
3.1. Оценочные материалы

Оценочные материалы (Приложение1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков
обучающихся
осуществляется
с
помощью
системы
поэтапных
аттестационных испытаний в процессе обучения за обучающимися;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;
- тесты, карты оценки способностей и знаний;
-участие в соревнованиях: городских, республиканских, всероссийских.
- открытые занятия.
3.2. Методические материалы
Методическая литература и методические разработки для обеспечения
образовательного процесса (Приложение 2):
- планы- конспекты отчетных занятий;
- годовой план воспитательной работы;
- сценарии воспитательных мероприятий.
19

Приложение 1

Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе «_____________».
Дата проведения диагностики__________________
ИТОГО

Сформированность ЗУН каждого
обучающегося в баллах

окончательная отделка и ВТО
изделия

соединение деталей изделия

составление технологической
карты изготовления изделия

вязание квадратного полотна

вязание круглого полотна

знание условных обозначений на
схемах

Знания. Умения. Навыки.
выполнение основных приёмов
вязания крючком

ФИО
обучающихся

подбор инструментов и
материалов для вязания

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

ИТОГО

сформированность
ЗУН группы в %
Педагог ДО_________________________
ФИО, подпись

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе, методом наблюдения.
Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь), промежуточная (январь, февраль), итоговая (май).
20

Приложение 2
План-конспект занятия
Дата:
Количество обучающихся в объединении –, присутствовало –.
Продолжительность занятия – 2 часа
Тема: Выполнение тренировочных упражнений.
Цель занятия:
- научить вязать основные элементы в вязание крючком;
- создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления приемов
вязки - основных элементов;
- способствовать расширению знаний учащихся о приемах вязания;
- способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному творчеству;
- способствовать воспитанию технологической грамотности.
Задачи.
Образовательные:
Научить учащихся вязать простые узоры крючком по схемам и описанию.
Развивающие:
1) Развитие внимания;
2) Развитие мелкой моторики руки;
3) Развитие творческих способностей.
Воспитательные:
Воспитывать желание творить, эстетический вкус, самостоятельность, аккуратность;
Оборудование: схемы вязания крючком и технологические карты, образцы изделий.
Ход занятия
1.Организационный момент
2. Сообщение темы и постановка целей занятия.
3. Закрепление полученных знаний по данной теме.
Вопросы учащимся:
- Назовите необходимые инструменты и материалы для вязания крючком;
- Назовите виды петель и приёмы вязания крючком.
4. Практическая работа.
Материалы и инструменты: крючки для вязания, нитки для вязания, ножницы.
1.Повторение ТБ и санитарно-гигиенических требований.
Правила безопасной работы инструментами
1. С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить
в коробках и пеналах.
2.Не делать во время работы резких движений рукой с крючком, можно поранить
сидящего рядом.
3. Крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.
4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками— они портят пряжу, нитки.
5.
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами
вперед.
Санитарно-гигиенические требования при вязании
1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой
стороны.

21

2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы
должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали
частички волокон, из которых состоит пряжа.
3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не
пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
4. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.
5.Через каждые 15-20 мин. делайте перерыв на 2-3 мин., сделайте несколько круговых
движений головой (чтобы размять мышцы шеи).
2. Вязание тренировочных узоров по схеме и по описанию.
Простой узор крючком № 1

1 ряд: вязать пучок из 3 столбиков с накидом в 6-ю
петлю цепочки, 1 воздушная петля, пропустить 3 петли
Столбик с двумя накидами.
на цепочке * 3 столбика с двумя накидами в одну
петлю, 1 воздушная петля, пропустить 3 петли на
цепочке *, 3 столбика с двумя накидами в петлю;
2 ряд: 3 воздушных петли для образования края, * 3 столбика с двумя накидами в арку под
воздушной петлей, 1 воздушная петля *, 3 столбика с двумя накидами в
воздушную краевую петлю.
Третий и все последующие ряды вяжут как второй ряд.
Простой узор крючком № 2
Воздушная петля.

Для образца набирают цепочку воздушных петель числом,
кратным 2, плюс 1 петля для симметрии узора, плюс 2
Столбик с накидом.
петли подъема.
1 ряд: 2 петли подъема, 1 столбик с накидом, * пропустить
одну петлю на цепочке, 1 столбик с накидом, 1 воздушная петля, 1 столбик с накидом в ту
же петлю, что и 1-ый столбик с накидом*;
Воздушная петля.

22

2 ряд: 2 петли подъема, 1 столбик с накидом, * 1 столбик с накидом в арку между двумя
столбиками предыдущего ряда, 1 воздушная петля, 1 столбик с накидом в ту же арку, что
и 1-ый столбик с накидом*.
Все последующие ряды вяжут также, как и второй.
Ажурный узор

Для образца узора набирают цепочку из
воздушных петель, количество петель должно
Столбик с накидом.
делиться на 3 плюс 1 петля для симметрии
Два столбика с накидом, провязанные с рисунка плюс 3 петли подъема.
1 ряд: 3 воздушные петли подъема, столбик с
общей вершиной.
накидом, 2 воздушные петли, * 1 столбик с
накидом вязать в ту же петлю, что и предыдущий столбик с накидом, но не довязывать его
до конца (на крючке остается 2 петли), пропустить 2 воздушные петли на косичке, 1
столбик с накидом, но не довязывать его до конца (на крючке остается 3 петли), соединить
два столбика в одну вершину, провязав 3 петли вместе, 2 воздушные петли *, 1 столбик с
накидом вязать в ту же петлю, что и предыдущий столбик с накидом, но не довязывать его
до конца (на крючке остается 2 петли), пропустить 2 воздушные петли на косичке, 1
столбик с накидом, но не довязывать его до конца (на крючке остается 3 петли), соединить
два столбика в одну вершину, провязав 3 петли вместе;
2 ряд: 3 воздушные петли подъема, 1 столбик с накидом в вершину двух столбиков
предыдущего ряда, 2 воздушные петли, * 1 столбик с накидом вязать в ту же петлю, что и
предыдущий столбик с накидом, но не довязывать его до конца (на крючке остается 2
петли), 1 столбик с накидом в вершину двух столбиков предыдущего ряда, но не
довязывать его до конца (на крючке остается 3 петли), соединить два недовязанных
столбика в одну вершину, провязав 3 петли вместе, 2 воздушные петли *, 1 столбик с
накидом вязать в ту же петлю, что и предыдущий столбик с накидом, но не довязывать его
до конца (на крючке остается 2 петли), 1 столбик с накидом в крайний столбик
предыдущего ряда, но не довязывать его до конца (на крючке остается 3 петли), соединить
два недовязанных столбика в одну вершину, провязав 3 петли вместе.
Все последующие ряды вяжутся как второй ряд.
Ракушка
Воздушная петля.

23

Число петель воздушной цепочки кратно 4 плюс 3 петли.
1 ряд: в 5-ю петлю цепочки вязать столбик с накидом,
Столбик с накидом.
провязать 2 воздушные петли и снова столбик с накидом в ту
же петлю, * пропустить три петли на цепочке и в 4-ю петлю
вязать столбик с накидом, провязать 2 воздушные петли и снова столбик с накидом в ту
же петлю *, пропустить петлю на цепочке, 1 столбик с накидом;
2 ряд: 2 петли подъема, * 5 столбиков с накидом в арку между двумя столбиками
предыдущего ряда, 1 столбик с накидом в арку между следующими двумя столбиками
предыдущего ряда, 2 воздушные петли и снова 1 столбик с накидом в ту же арку *, 5
столбиков с накидом в арку между двумя столбиками предыдущего ряда, 1 столбик с
накидом в петлю подъема предыдущего ряда;
3 ряд: 2 петли подъема, * 1 столбик с накидом в среднюю из 5-и столбиков предыдущего
ряда, 2 воздушные петли и снова 1 столбик с накидом в ту же петлю, в промежуток между
2-мя столбиками предыдущего ряда 1 столбик с накидом, 2 воздушные петли и снова 1
столбик с накидом в тот же промежуток*, 1 столбик с накидом в среднюю из 5-и
столбиков предыдущего ряда, 2 воздушные петли и снова 1 столбик с накидом в ту же
петлю, 1 столбик с накидом в петлю подъема предыдущего ряда.
Узор повторяется со второго ряда
Воздушная петля.

Филейная сетка

3.Проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасности приемов труда,
помощь в преодолении сложностей по ходу работы.
5. Подведение итогов.
Анализ характерных ошибок, причин их возникновения.
Рефлексия
Мне понравилось...
24

У меня получилось...
Демонстрация изготовленных образцов.

25

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА № 12 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А. БЕЛЯКОВА»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
Прошакова Е.Е.
«30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Сырбул А.Б.
«31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБУО г. Керчи РК
«Школа № 12 им. Героя Советского
Союза Н.А. Белякова»
Приказ №411 от 01.09.2023г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
объединения «Умелые руки»
2023/2024 учебного года
МБОУ г. Керчи РК «Школа № 12 им. Героя Советского Союза Н.А. Белякова»
Педагог: Дикарева О.В.
Количество часов в неделю - 2 ч /на год – 72 ч
Планирование составлено на основе программы:
Дополнительная образовательная программа творческого объединения «Умелые руки»

26

№
п\п

Название темы занятий

Количество
часов

Дата по расписанию
По плану

2

3.

Вязание крючком как вид декоративно - прикладного
творчества. Инструменты, материалы, приспособления. ТБ при
работе крючком.
Основы вязания крючком. Выполнения основных приемов
вязания - воздушные петли, полустолбик, соединительный
столбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с
1 и более накидами.
Условные обозначения петель на схемах, чтение схем.

4.

Вязание круглого полотна.

2

5.

Вязание квадратного полотна.

2

6.

Выполнение тренировочных упражнений.

2

7.

Изготовление салфетки. Выбор изделия, подбор схемы
вязания, материалов и инструментов.
Вязание салфетки по выбранной схеме.

2

Окончательная отделка готового изделия, крахмаление
и ВТО.
Изготовление декоративной корзинки. Выбор изделия, подбор
схемы вязания, материалов и инструментов.

2

11.

Вязание декоративной корзинки.

4

12.

Окончательная отделка, контроль качества готового изделия.

2

13.

Изготовление цветов в технике вязание крючком. Выбор
изделия, подбор схемы вязания, материалов и инструментов.

2

1.

2.

8.
9.
10.

6

2

4

2

27

По факту

Примечание
(корректировка)

14.

Вязание цветов по выбранным схемам.

4

15.

Окончательная отделка, контроль качества готового изделия.

2

16.

Изготовление игрушки. Выбор изделия, подбор схемы вязания,
материалов и инструментов.

2

17.

Вязание деталей выбранного изделия.

8

18.

Соединение деталей.

2

19.

Декорирование готового изделия. Окончательная отделка,
контроль качества готового изделия.

2

20.

Творческий проект. Организационно - подготовительный этап
выполнения творческого проекта.

2

21.

Конструкторский этап выполнения творческого проекта.

2

22.

Технологический этап. Изготовление изделия.

10

23.

Заключительный (аналитический) этап выполнения
творческого проекта.

2

24.

Итоговое занятие. Выставка работ.

2

ИТОГО

72

28

Приложение 4
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Умелые руки»
Дата
внесения
изменений

На основании / в
соответствии

Внесённые
изменения (в
каком разделе
программы).

29

Кем внесены
изменения
(Ф.И.О.
подпись)

Приложение 5
3.5. План воспитательной работы
Цель воспитательной работы в творческом объединении – личностное
развитие обучающихся.
Основные задачи:
- формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- укрепление здоровья;
- профессиональное самоопределение и творческий труд детей;
- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в
обществе;
- социализация детей;
- работа с семьей;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
В результате проведения воспитательной работы будет достигнут
высокий уровень сплоченности коллектива, повысится интерес к занятиям и
уровню

личностных

достижений

обучающихся,

повысится

уровень

активного участия родителей в работе объединения
План воспитательной работы
кружка «Умелые руки»
№

Наименование мероприятия

Период
проведения

Форма
проведения

Общекультурное направление:
(гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному
наследию, экологическое воспитание)
1

«Мой край родной, мой Крым
чудесный»

сентябрь
30

Экологическая

игра
2

3

Участие в муниципальном этапе
Республиканского фестиваля-конкурса
детского творчества «Крым в сердце
моем»
«Главные символы России»

ноябрь

Конкурс
детских работ

декабрь

Просмотр
видеоролика

4

Участие в муниципальном этапе
республиканского конкурса
«Космические фантазии»

декабрь-январь Конкурс
детских работ

5

Участие в муниципальном этапе
Республиканской выставки-конкурса
ДПТ «Прикосновение к истокам»

6

«Мы – Россияне!» (День
воссоединения Крыма с Россией)

7

Участие в муниципальном этапе
Республиканской выставки-конкурса
ДПТ и ИЗО «Пасхальная ассамблея»

апрель

Конкурс
детских работ

8

Участие в муниципальном этапе
Всероссийского детского фестиваля
народной культуры «Наследники
традиций» и республиканской
выставки-конкурса ДПТ
«Прикосновение к истокам»

апрель-май

Конкурс
детских работ

февраль

март

Конкурс
детских работ
Беседа,
просмотр
презентации

Духовно-нравственное направление:
(нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание)
10 Участие в Благотворительной акция
«Белый цветок»

октябрь

Благотворитель
ная акция

11 «Международный День
толерантности»
«Украшаем Новый год»

ноябрь

Беседа

декабрь

Мастер-класс

31

для младших
школьников
12 «Народные промыслы России»

февраль

Урокпутешествие

Здоровьесберегающее направление:
(физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность
жизнедеятельности)
13 Участие в муниципальном этапе
Республиканского конкурса детского
творчества по безопасности дорожного
движения «Дорога глазами детей»

сентябрь

Конкурс
детских работ

«Пиротехника и последствия шалости
с пиротехникой».

декабрь

Профилактичес
кая беседа

апрель

Познавательная
игра

14

15 «Мы за здоровый образ жизни»

Социальное направление:
(воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к
образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии)
16 «Лежит дорога к счастью через труд,
пути иные к счастью не ведут»
17 «Искусство дарить подарки»
18 «Профессия-это труд, которому
человек посвящает свою жизнь»

32

сентябрь

Диспут

февраль-март

Мастер-класс,
игра

май

Просмотр
видеоролика,
диспут


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».