Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Шахматы

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«Школа №12 имени Героя Советского Союза Н.А. Белякова»
ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК «Школа №12
им. Героя Советского
Союза Н.А. Белякова»
Протокол №23
от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом директора
МБОУ г. Керчи РК «Школа №12»
им. Героя Советского Союза
Н.А. Белякова»
Приказ №411 от «01» августа 2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шахматы»
Направленность-спортивное
Срок реализации программы - 1 год
Тип программы -общеразвивающая
Вид программы -модифицированная
Уровень –базовый
Возраст обучающихся 10 -12 лет
Составитель Иванова Т.Е.,
педагог дополнительного образования

г. Керчь 2023г.

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
1.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14.07.2022);
2.
Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07. 2020);
3.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.
Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическом
у развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №216);
6.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. 996-р;
7.
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р;
8.
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ
к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9.
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
11. Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
12. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2

13. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
14. Письмом Министерства образования и науки РФ от 29.03.16 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
15. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 № ТС - 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;
16. Об образовании в Республике Крым: законом Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019).
17. Методическими рекомендациями для педагогических работников и
руководителей образовательных организаций Республики Крым,реализующих
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
различной
направленности
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ»,Симферополь,ГБОУДПО
РК КРИППО,2021;
18. Приказом Министерства образования, науки и молодёжи РК от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
19. Уставом МБОУ г. Керчи РК «Школа №12 им. Героя Советского
Союза Н.А. Белякова»;
20. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам.
Направленность Программы «спортивное».
Актуальность Программы продиктована требованием времени.
Формирование развитой личности - сложная задача, поэтому
преподавание способно придать воспитанию и обучению активный
целенаправленный характер.
Новизна Программы заключается в разработке и использовании на
уроках шахматы материала, активизирующего логические и дедуктические
способности обучающихся, применение методов логического анализа и
прогнозирования, создание условий для развития личности через занятия
шахматы.
Педагогическая целесообразность Программы объясняется тем, что
курс обучения довольно прост и доступен не только школьникам, но и многим
дошкольникам.
3

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих
занимающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают
выводы. При этом используется множество занимательного материала,
включение в занятия игрового материала, и использование приёма
разыгрывания учебных заданий и позиций, создание игровых ситуаций.
Отличительные особенности Программы.
Система знаний по
предмету, в системе дополнительного образования, выявляя и развивая
индивидуальные способности обучающихся, способствует общему развитию и
воспитанию учащихся.
Особенностью Программы является индивидуальный подход и обучение
учащихся.
Индивидуальный подход заложен в Программу и имеет два главных
аспекта:
Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым
обучающимся с учётом личных способностей.
Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося,
что важно в процессе обучения.
Каждый обучающийся является конструктором своего образования,
организатором своих знаний.
Программа позволяет обучающимся проявить полученные теоретические
знания на практике.
Адресат Программы обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от
7лет до12 лет.
Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год и предполагает
среднюю сложность предлагаемого материала для освоения содержания. Общее
количество часов, необходимых для освоения программы составляет 36 часов.
Срок реализации Программы рассчитан на1 год.
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень
обучения
базовый

Год
обучения
1 год

Количество
Количество Объем
учащихся в часов
в программы
группе
неделю
25 человек
1 час
36 часов

Возраст
учащихся
10 – 12 лет

Уровень Программы – базовый.
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение
некоторых тем возможно в дистанционном режиме.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.

4

Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему
подготовки обучающихся.
В данной Программе руководитель, исходя из интересов детей, уровня их
подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность
изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить
конкретные формы занятий.
1.2 Программы
Цель: создание условий для развития личности обучающихся и развития
творческого потенциала посредством обучения игры в шахматы.
Задачи:
Обучающие задачи:
- познакомить учащихся с основными правилами и понятиями шахмат;
- научить играть в шахматы;
- привить устойчивый интерес детей к занятиям шахматам;
Развивающие задачи:
- мышление;
- развивать концентрацию внимания и логику;
Воспитательные задачи:
- способствовать формированию адекватной самооценки, самообладания,
выдержки, воспитание уважения к чужому мнению;
- воспитывать усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость,
волю к победе, эмоциональную устойчивость;
- развивать мотивацию к познанию.
1.3. Воспитательный потенциал Программы
Для решение реальных проблем сообщества страны, учащиеся
привлекаются к получению знаний, через включение в коллективные
общественно полезные практики и мероприятия. Ежегодно обучающиеся
принимают участие в школьных и городских соревнованиях.

1.4. Содержание Программы

5

Таблица 2
Учебный план
№
занят
ия

Содержание
занятий в плане

Количество часов Формы
теория практика аттестации и
контроля

всего

1

Вводное занятие. ТБ Повторение
изученного материала изученных
дебютов

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

2

Повторение итальянского и
испанского дебютов

4

1

3

Педагогическое
наблюдение

3

Изучения дебютов

8

1

7

Обяснение и
наблюдение

4

Переход дебюта в
миттельшпиль

8

1

7

Изучение и
наблюдение

5

Изучение игры в эндшпиле

6

1

5

Педагогическое
наблюдение

6

Решение шахматных задач

4

4

7

Участие в соревнованиях

4

4

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Итого часов

36

5

31

Содержание учебного плана
Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год.
Практика: Повторение изученных дебютов просмотр изучающего видио
применение в игре просмотренного материала.
2. Повторение итальянского и испанского дебютов 4 часа. Теория
просмотр видеолекции по итальянскому и испанскому дебюту обсуждение
увиденного материала…Практика Применение в игре изученного материала.
3. Изучение дебютов 8 часов. Теория изучение Староиндийская защита
Ферзевый гамбит Волжский гамбит Защита Каро-Канн Берлинская защита
просмотр видео лекций обсуждение увиденного материала Практика
применение в игре полученных знаний.
4. Переход дебюта в миттельшпиль 8 часов. Теория просмотра
видиолекций объясняющее переход из стадии дебюта в миттельшпиль.
Практика практическое закрепление полученных знаний в двухсторонней игре.
5. Изучение игры в эндшпиле 6 часов. Теория Просмотр видиолекций об
эндшпиле варианты эндшпилей обсуждение просмотренного материала
6

Практика закрепление в игре изученного материала.
6. Решение шахматных задач 4 часа. Решение шахматных задач на базе
изученного материала.
7. Участие в соревнованиях по шахматам в школе. Первенство школы
по результатам соревнований формируется сборная школы для участие в
городских соревнованиях «Белая ладья».
1.5. Планируемые результаты
К концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты.
Обучающие.
Обучающиеся будут:
- знать правила игры в шахматы и умение в них играть;
- получат навыки работы с шахматной доской;
- проявлять устойчивый интерес к игре в шахматы;
Развивающие.
У обучающихся будет:
- сформировано логическое мышление;
- развито умение прогнозировать и логически мыслить;
- сформированы навыки самостоятельной работы;
Воспитательные.
У обучающихся будут:
- сформированы адекватная самооценка, самообладание, выдержка, уважение к
чужому мнению;
- сформированы такие черты как усидчивость, настойчивость, трудолюбие,
целеустремлённость, волю к победе, эмоциональную устойчивость;
- развита мотивация к познанию.
К концу учебного года обучающиеся будут знать:
- как играть в шахматы
К концу учебного года обучающиеся будут уметь:
- играть в шахматы

7

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
✓ начало учебного года – 01 сентября, конец учебного года –26 мая;
✓ начало учебных занятий не ранее 15.15час, окончание – не позднее
16.15час;
✓ продолжительность учебного года 36 недель;
✓ объем программы 36 часов в год.
✓ Учебные занятия проводятся согласно расписанию.

8

Таблица 4
Календарный учебный график
месяц

сентябрь

Недели
обучения

1

Кол-во
часов
Аттестаци
я/
Формы
контроля
Всего
часов 36

2

3

ноябрь

октябрь
4

5

6

7

8

9

10

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

декабрь

11

12

1

1

1

14

1

15

1

16

1

17

1

18

1

март

февраль

апрель

4

4

май

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Промежуточная
диагностика,
аттестация

Входная
диагностика
5

13

январь

33

1

34

35

1

1

36

1

Итоговая
диагностика,
аттестация

5

3

9

3

5

4

3

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
Информационное обеспечение.
- учебные фильмы;
-интерактивные обучающие программы;
- журналы, книги.
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования Иванова
Т.Е., педагогический стаж работы – 26 лет.
Методическое обеспечение.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых
тем возможно в дистанционном режиме.
Используемые педагогические технологии:
- развивающее обучение – при развивающем обучении обучающийся
самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий;
- игровое обучение – влияет на формирование произвольности
поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых
сложных. Выполняя игровую роль, обучающийся подчиняет этой задаче все
свои сиюминутные действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются
и запоминают, чем по прямому заданию взрослого;
- эвристическое обучение позволяет подвести обучающихся, с
помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным
усилиям, к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные методы (устное изложение материала);
- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы (упражнения, тренинги).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
обучающихся:
- объяснительно - иллюстративные (обучающиеся усваивают и
воспроизводят готовую информацию);
- репродуктивные (обучающиеся воспроизводят полученные знания).
Методы воспитания:
- поощрение (устное, дипломы и грамоты);
- мотивация (настрой обучающегося на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий.
- открытое занятие;
- соревнование, турнир, чемпионат.
- беседа и др.
10

Педагогические технологии.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Алгоритм учебного занятия:
• приветствие, проверка присутствия обучающихся;
• объявление темы и цели занятия;
• повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
• повторение пройденного материала;
• объяснение нового материала;
• опрос по усвоению нового материала;
• практическая работа;
• подведение итогов занятия;
• уборка рабочих мест.
Методические материалы:
Методические разработки:
- раздаточный материал;
- разработки вопросов и заданий для устного и письменного опроса, бесед,
конспектов открытых занятий, тестов, практических заданий, упражнений.
Дидактические материалы: инструкции по ТБ, задания, упражнения.
2.3. Формы аттестации и контроля
Формы контроля: входной и итоговый контроль.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в
течение всего периода обучения.
Входной контроль – проводится при наборе, в виде собеседования, где
изучаются отношения обучающегося к выбранной деятельности, его
способности в этой области, личные качества ребенка.
Формы текущего и промежуточного контроля: открытые занятия,
соревнования, турниры, чемпионаты.
Формы итогового контроля: итоговое занятие, соревнования.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты
оценки ЗУН обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в
которой отражает уровень освоения обучающимися Программы. Так же
подтверждением успешной реализации Программы являются грамоты,
дипломы, протоколы соревнований, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Успешной реализации Программы должны способствовать различные
виды групповой и индивидуальной работы: открытые занятия, соревнования,
турниры, чемпионаты и т.д.

11

2.4. Список литературы
Литература для педагогов:
1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.:
ФиС, 1972.- 242 с.
2. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982.- 142
с.
3. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. - М.: ФиС,
1980.-158 с.
4. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 2010. – 185 с.
5. Панов В. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 1955.- 199 с.
6. Шахматы детям. – СПБ.: Респект, 1994.- 145 с.
7. Шишигин А. Шахматный Горизонт. Кызыл – 2012г. – 167 с.
Литература для детей и родителей:
1. Авербан Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. Первые
шаги. – Изд. 4-е. – М., 1991.- 84 с.
2. Авербах Ю., Котов А., Юдович М. Шахматная школа. – Ростов-на-Дону,
2000.- 203 с.
3. Барский В. Карвин в шахматном лесу. Т. 1, т. 2. – Пермь, 2008. – 54 с.
4. Головко Н. Путь к мастерству. Советы шахматиста мастера. – М., 1970.251 с.
5. Горенштейн Р. Книга юного шахматиста. – М., 1966.- 261 с.
6. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам: дошкольный учебник. – М., 2008.56 с.
7. Журавлёв Н. В стране шахматных чудес. – М., 1991.-61 с.
8. Зак В. Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – 2-е изд. – Ленинград:
Детская литература, 1985.- 211 с.
9. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев, 1988.-89 с.
10. Карпов А., Шингирей А. Школьный шахматный учебник. Т. 1, т. 2.
Начальный курс. – М., 2005.- 231 с.
Интернет – источники:
1.
2.
3.

URL: Chess/ruссылки на используемые сайты
URL: Chess-samara/ru
URL:chessday/ru

12

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы (Приложение1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков
обучающихся
осуществляется
с
помощью
системы
поэтапных
аттестационных испытаний в процессе обучения за обучающимися;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;
- тесты, карты оценки способностей и знаний;
-участие в соревнованиях: городских, республиканских, всероссийских.
- открытые занятия.
3.2. Методические материалы
Методическаялитератураиметодическиеразработкидляобеспеченияобразоват
ельного процесса(Приложение2):
- планы-конспекты отчетных занятий;
- годовой план воспитательной работы;
- сценарии воспитательных мероприятий.
3.3. Календарно-тематическое планирование(Приложение3)
3.4. Лист корректировки(Приложение4)

13

Приложение 1

Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе «_____________».
Дата проведения диагностики__________________
ФИО
обучающихся

ИТОГО

Знания. Умения. Навыки.

Сформированность ЗУН каждого
обучающегося в баллах

Вставляются перефразированные
пункты из задач

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

ИТОГО

сформированность
ЗУН группы в %
Педагог ДО_________________________
ФИО, подпись

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе, методом наблюдения.
Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь), промежуточная (январь, февраль), итоговая (май).
14

Приложение2
Сценарий открытого занятия или мероприятия

15

Приложение 3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА № 12 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А. БЕЛЯКОВА»

СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
Куценко Е.А.
«30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Сырбул А.Б.
«31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБУО г. Керчи РК
«Школа № 12 им. Героя Советского
Союза Н.А. Белякова»
Приказ №411 от 01.09.2023г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
объединения «Шахматы»
2023/2024 учебного года
МБУО г. Керчи РК «Школа № 12 им. Героя Советского Союза Н.А. Белякова»
Педагог: Иванова Т.Е.
Количество часов в неделю - 1 ч /на год – 36 ч
Планирование составлено на основе программы:
Дополнительная образовательная программа творческого объединения «Шахматы»

16

№
п\п

Название темы занятий

Количество
часов

Дата по расписанию
По плану

1.

Вводное занятие ТБ Повторение изученного материала

2

2.

Повторение итальянского и испанского дебюта

4

3.

Изучение дебютов

8

4.

Переход дебютов а миттельшпиль

8

5.

Изучение игры в эндшпиле

6

6.

Решение шахматных задач

4

7.

Участие в соревнованиях

4

ИТОГО

36 час

17

По факту

Примечание
(корректировка)

Приложение 4
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«__________»
№

Причина корректировки

Дата

Согласование с
зам по УВР
(подпись)

18

Приложение 5
3.5. План воспитательной работы
Цель воспитательной работы в творческом объединении – личностное
развитие обучающихся.
Основные задачи:
- формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- укрепление здоровья;
- профессиональное самоопределение и творческий труд детей;
- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в обществе;
- социализация детей;
- работа с семьей;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
В результате проведения воспитательной работы будет достигнут высокий
уровень сплоченности коллектива, повысится интерес к занятиям и уровню
личностных достижений обучающихся, повысится уровень активного участия
родителей в работе объединения
План воспитательной работы
кружка «Шахматы+ решение задач по шахматам»
№

Наименование мероприятия

Период проведения

Форма проведения

Гражданско-патриотическая воспитание
1

Выдающиеся шахматисты в

сентябрь-октябрь

России, их вклад в науку.

Просмотр
презентации,
просмотр видеоролика.

19

2

Выдающиеся шахматисты

сентябрь-октябрь

России, их вклад в науку.
3

презентации

Выдающиеся шахматисты

ноябрь

России, их вклад в науку.

4

Советская шахматная школа

5

«Советские шахматисты в

Просмотр

Просмотр
презентации.

декабрь
апрель-май

годы Великой Отечественной

Доклад-сообщение
Информационная
страничка

войны».
6

«Вклад шахматистов в победу

апрель-май

в Великой Отечественной

Информационная
страничка

войне».
Культурологическая воспитание, личностно-волевое
7

Достопримечательности

Октябрь

Онлайн-экскурсия

декабрь

Конкурс- тренажер

февраль

Онлайн-экскурсия.

январь

Конкурс-игра

декабрь

Конкурс-викторина

декабрь

Тренинг - занятие

России. Шахматные короли
8

«Логические шахматные
цепочки цепочки»

9

Достопримечательности
России. Карпов чемпион мира

10

Шахматная игра: «Кто
лишний»

11

Шахматная викторина: «Кто
первый

12

Шахматный тренинг»
Решение задач

Экологическая воспитание
13

Каков предмет изучения

октябрь-ноябрь
20

Семинар

современных шахмат
14

Современные соревнования

март-апрель

Лекция

по шахматам
15

Современные шахматы

апрель

развитие науки и техники

Дидактическая игра
экологического
направления

Духовно-нравственное воспитание
16

Народные промыслы России

январь

Искусство создания

Беседа, просмотр
видео-ролика

шахматных досок
17

Народные промыслы России.

май

Беседа, просмотр
видео-ролика

18

Новые претенденты на

ноябрь-декабрь

звание чемпиона мира.

Просмотр видеоролика, защита
проектов

19

Конкурс - игра:

апрель

«Ее величество Шахматы
20

Соревнования между
командами

Шахматы игра на все времена

май

Просмотр видеоролика, презентаций,
защита проектов

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».