Учение с увлечением

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА № 12 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А. БЕЛЯКОВА»

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК «Школа №12
им. Героя Советского
Союза Н.А. Белякова»
Протокол №23
от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Приказом директора
МБОУ г. Керчи РК «Школа №12»
им. Героя Советского Союза
Н.А. Белякова»
Приказ №411 от «01» августа 2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Учение с увлечением!»

Направленность – социально-гуманитарная
Срок реализации программы - 1 год
Тип программы - общеразвивающая
Вид программы - модифицированная
Уровень – базовый
Возраст обучающихся 7-10 лет
Составитель: Супрунова С.В.
Заместитель директора по УВР

г. Керчь, 2023 г.

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учение с
увлечением!» составлена в соответствии с:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями на 29 декабря 2022 г.);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях
развития России до 2030 года»;
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам;
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. №
298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
15. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131ЗРК/2015 (с изменениями на 19.12.2022 г.);
16. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации
Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»;
17. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. №
1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для
детей Республики Крым»;
18. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. №
1948
«О
методических
рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ»;
19. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ
ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный

институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
20. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций»;
22. Уставом МБОУ г. Керчи РК «Школа № 12 им. Героя Советского Союза Н.А. Белякова»
23. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам.
Программа является модифицированной и составлена на основе авторских программ
внеурочной деятельности: "Развитие познавательных способностей" Л.В. Мищенковой, "Путь к
успеху" И.С. Фишман, Е.А. Перелыгиной, "Я - исследователь" А.И. Савенковой, «Быстрее, выше,
сильнее» Головина О.Н.
Направленность программы – социально-гуманитарная. Программа направлена на
освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе
социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и
развития социальной одаренности, формирование универсальных (метапредметных) результатов
и способов деятельности, а также на развитие познавательных интересов учащихся.
Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности,
целесообразности и тесной связи с жизнью, построена таким образом, чтобы закрепить и
расширить знания, умения и навыки, полученные на уроках.
Актуальность программы заключается в том, что под адаптацией школьников к
образовательной среде понимается многосторонний активный процесс его вхождения в новую
социальную ситуацию развития: смена ведущего типа деятельности и социально значимых
отношений, в новые требования образовательной среды, способов поведения, направленных на
овладение учебной деятельностью как социально значимой, на эффективное взаимодействие с
субъективно новой для школьника социальной средой, определяющей его дальнейшее
личностное и социальное развитие.
Новизна программы. Новизной данной программы является то, что в основе лежит
системно - деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов практической
деятельности и обеспечивает её соответствие возрасту и индивидуальным особенностям
учащихся.
Педагогическая целесообразность. Современное начальное образование ставит
главной своей целью развитие личности ребенка. В Концепции федеральных государственных
стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы
фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится
творческим качествам ребенка: "Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...". Успешное развитие
обучающегося начальных классов общеобразовательной школы невозможно без интереса детей
к учебной деятельности. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки
урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им
богатство окружающего мира, раскрыть многие его "тайны". Именно на проявление активности
детей, обусловленной их интересами и потребностями, способствующая формированию
познания и преобразования себя в окружающей действительности, направлена программа курса
внеурочной деятельности "Учение с увлечением".
Отличительные особенности Программы. Система знаний по предмету, в системе
дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности обучающихся,
способствуют общему развитию и воспитанию учащихся. Особенностью Программы является

индивидуальный подход и обучение учащихся. Программа позволяет обучающимся проявить
полученные теоретические знания на практике.
Обучение по программе ведется в разновозрастной группе. В данном случае имеется
ввиду учебные занятия, где в рамках учебного процесса, взаимодействует постоянный состав
обучающихся разного возраста.
Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного
возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от
возраста, образовательных и воспитательных задач.
Отличительной особенностью разновозрастной группы является качественно новый
социальный опыт межличностных взаимоотношений. В такой группе ребёнок на протяжении
всего обучения имеет естественную возможность не только наблюдать способы межличностных
взаимоотношений, но и быть активным их участником
Воспитательный потенциал обучения в разновозрастной группе существенно возрастает,
так как обеспечивается взаимодействие, общение обучающихся разного возраста, то есть
удовлетворение важнейшей потребности ребенка. Это возможно при организации совместной
учебной деятельности детей, которая создает основу разновозрастного обучения.
Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от 6 лет до 10 лет.
Младший школьный возраст 6-9 лет. Развитие психики детей этого возраста
осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для
младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит
коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только
усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели),
находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических
явлений, внутренний план действий, рефлексия.
Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год, 36 недель. Общее количество часов,
необходимых для освоения программы составляет 648 часов.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень
обучения

Год
обучения

базовый

1 год

Количество
учащихся
группе
25 человек

Количество
в часов в неделю
18 часа

Объем
программы

Возраст
учащихся

648 часов

6-9 лет

Уровень Программы – Базовый.
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых тем возможно
в дистанционном режиме.
Виды занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: игра, игровое моделирование,
проекты;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические
занятия, комбинированные формы занятий, экскурсии, конкурсы.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом.

Программа «Учение с увлечением» является комплексной, объединяет различные виды
деятельности для достижения целостного развития основных психических процессов ребенка:
внимания, памяти, воли, интеллекта.
Программа состоит из четырех модулей, которые предполагается осваивать в следующих
классах:
1 «Учимся играя»;
2 "Клуб Почемучек";
3 "Быстрее, выше, сильнее";
4 "Клуб книголюбов".
Каждый модуль имеет свои предметные цели и задачи.
Представленные в Программе темы создают целостную систему подготовки
обучающихся.
Наполняемость в группе составляет 25 человек. Состав группы – постоянный.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 18 часов в неделю, 612 часов
в год. Академический час – 45 минут.
1.2. Цель и задачи Программы
Цели программы: социокультурная адаптация обучающихся на разных стадиях
жизненного цикла через активизацию познавательной деятельности, всестороннее развитие
личности ребенка и развитие его творческого потенциала.
Задачи реализации данного курса:
· формировать нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения
посредством включения обучающихся в личностно значимые творческие виды деятельности;
· формировать мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья обучающихся,
формировать навыки здорового образа жизни;
· расширять кругозор обучающихся, углублять знания детей в разных областях
науки, прививать устойчивый интерес к знаниям;
· развивать творческую активность, сознательность, навыки самостоятельной жизни;
·
развивать творческие способности и эстетический вкус детей, помогать их
самореализации, расширять их контакты с окружающей социокультурной средой;
· развивать интеллект младшего школьника;
· формировать мотивации к обучению;
· воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни и пропагандировать его;
· расширять зоны ответственности и самостоятельности;
· устранять эмоциональную зависимость воспитанника от взрослого.
1.3. Воспитательный потенциал Программы
Цель воспитательной работы в творческом объединении – личностное развитие обучающихся.
Основные задачи:
- формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- укрепление здоровья;
- профессиональное самоопределение и творческий труд детей;
- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в обществе;
- социализация детей;
- работа с семьей;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
Для решение реальных проблем сообщества страны, учащиеся привлекаются к получению
знаний, через включение в коллективные общественно полезные практики и мероприятия.
Ежегодно обучающиеся принимают участие в олимпиадах, конкурсах, выполнениях и защитах
проектов, диспутах, конференциях.
Подробный перечень мероприятий отражен в Плане воспитательной работы объединения

на учебный период в Приложении 3.5.
В результате проведения воспитательной работы будет достигнут высокий уровень
сплоченности коллектива, повысится интерес к занятиям и уровню личностных достижений
обучающихся, повысится уровень активного участия родителей в работе объединения.

1.4. Содержание Программы:
1. Учебный план
1 модуль: «Учимся играя!»
№ Наименование
Количество Теоретич. Практиче. Формы аттестации и
п/п тем
занятий
занятия
занятия
контроля
Школьная жизнь (10ч)
1.
1
1
Правила поведения в
Вводное занятие. ТБ.
школе
2.
«Здравствуй, осень»
4
1
3
Конкурс поделок
3.
Работа над ошибками. 5
1
4
Конкурс плакатов
«Социальная
роль
школьника»
По страницам творчества(30ч)
4
1
4
Олимпиада умников
Задания трех поросят. 5
Решение познавательных и
творческих задач
1
9
Сборник альтернативных
По страницам русских 10
сказок «Теремок»
народных
сказок.
Содержание
русских
народных
сказок.
Варианты
окончания
сказки
1
9
Спектакль-пантомима
Рисуем
яблоньку. 10
Инсценирование ситуации
с помощь жестов и мимики
1
4
Квест
Геометрический магазин. 5
Геометрические фигуры,
их
особенности.
Головоломка "танграм"
Шкатулка с сюрпризом (40 часов)
8
1
4
Проект
Хлеб
батюшка". 5
Ценность
хлеба,
трудоемкость
его
производства
9
1
4
Квест
На грибной полянке. 5
Распространенные грибы,
их особенности
10 В гостях у Знайки. Знайка 10
1
9
Изба-читальня
- герой книги Н.Н. Носова
"Приключения Незнайки и
его друзей"
11 Читаем письма. Краткое 10
1
9
Экскурсия в библиотеку
содержание популярных
произведений, их главные
герои.
12 Наряжаем елочку
5
1
4
Проект
"Новогодний
класс"

Традиционные
елочные
украшения.
Прикольные задания (35 часов)
13 "Прикольные" задания. 5
Что
такое
"имя
перевертыш", "сказка винегрет". Изображение
несуществующего
животного.
14 Игра "Устами младенца" 5
15 Домашние
животные. 10
Роль домашних животных
в жизни человека.

1

4

Конкурс рисунков.

1
1

4
9

Шкатулка с сюрпризом
Проект "Мой питомец"

Цепочка занимательных 5
заданий
Занимательные игры
17 О звездах. Солнце - звезда 10
Солнечной
системы.
Количество
звезд
во
Вселенной. Метеоры и
метеориты.
Дорогою добра (20 часов)
18 Дорогою добра. Смысл 5
понятий "добро" и "зло" на
примере
литературных
произведений.
Качества
характера,
символизирующие добро.

1

4

Олимпиада умников

1

9

Квест

1

4

Квест

Коллекция головоломок 5
Незнайки
Э. Успенский и его книги. 10
Герои
произведения
"Дядя Федор, пес и кот"

1

4

Занимательные игры

1

9

Заседания
любителей книг

5

1

4

Проект "Ателье для
знаменитых малышей"

5

1

4

Экскурсия

5

1

4

5

1

4

5

1

4

Разнообразие игр со
словами
Проект
"Спичечное
творчество"
Конкурс головоломок.

5

1

4

Фестиваль загадок

16

19
20

Знаменитые малыши (25 часов)
21 Знаменитые малыши.
Дюймовочка - героиня
сказки Г.Х. Андерсена
"Дюймовочка".
Происхождение имени.
22 Букет для Русалочки.
Водоемы.
Морские
обитатели.
23 Словесные
забавы
знаменитых малышей.
24 Спичечное
ассорти.
Значение слова "ассорти".
25 Говорящие головоломки.
Сказочные задания (20 часов)
26 Загадалки

клуба

27

Пернатые
друзья. 10
Интересные сведения из
жизни птиц.

1

9

Сообщения

28

Сказочные
задания. 5
Загадки с толку сбивалки.
Криптограммы.
Итого часов
170

1

4

Конкурс "Живая загадка"

28

142

2 модуль: «Клуб почемучек»
№ Наименование
Количество
п/п тем
занятий
Моя семья. – 25ч
1
Знакомство
и
с 10
происхождением
и
значением
имени
человека
2
Сбор информации о своей 15
семье (моя родословная)
Умей видеть природу. – 35ч
3
Есть
в
осени 10
первоначальной…
4
Аудио звуки природы, 10
влияющих положительно
и
отрицательно
на
здоровье человека.
5
Разведка зимних примет. 15
Новогодние традиции – 20ч
6
Как празднуют новый
год в разных странах
7
Рождественские встречи
Экология - 35ч
8
Воздух
–
природное
богатство
9
Моря и океаны
Про почву и подземные
богатства
Космос. – 20ч
11 Космическое путешествие
12 Покорители космоса
Мой Крым - 35
13 История Крыма
14 Природа Крыма
15 Путешествие по Крыму
16 Керчь – Древнейший город
России
Итого часов
10

Теоретич. Практиче. Формы аттестации
занятия
занятия
контроля
1

9

Составление
«Тайна имени»

2

13

Оформление
презентации
родословная».

и

книги

«Моя

1

9

Осенняя фотосессия.

1

9

Проект

2

13

Составление
книжкималышки
«Народные
приметы».

10

1

9

Проект

10

1

9

Посиделки

10

2

8

15

3

12

10

2

8

Оформление
презентации
Создание видеофильма
или презентаций.
Квест

10
10

2
1

8
9

Квест
Проект

10
10
10
5

2
2
2
1

8
8
8
4

Проект
Красная книга Крыма
Квест
Экскурсия

170

26

144

3 модуль: «Быстрее, выше сильнее»

№ Наименование
п/п тем
1
Легкоатлетические
упражнения и подвижные
игры
2
Гимнастика с элементами
акробатики
3
Подвижные игры с мячом
Итого часов

Количество Теоретич. Практиче. Формы аттестации
занятий
занятия
занятия
контроля
56
7
49
Соревнования

56

9

47

Соревнования

58
170

6
23

52
147

Соревнования

и

4 модуль: «Клуб Книголюбов»
№ Наименование
Количество
п/п тем
занятий
Устное народное творчество – 10ч
1
Русские народные сказки о 5
животных.
2
Сказки разных народов.
5
Рассказы и сказки о животных – 20ч
3
Д. Мамин-Сибиряк
5
4
Рассказы о людях и 5
животных. К.Паустовский
5
Может ли художник быть 5
учёным:
сложный
авторский взгляд на мир.
В. Бианки
6
В.Сутеев и его сказки
5
Люблю природу русскую – 12ч
7
Поэзия об осени
3
8
Поэзия о зиме
3
9
Поэзия о весне
3
10 Поэзия о лете
3
Писатели-детям – 25ч
11 Рассказы
Николая 5
Николаевича Носова.
12 Путешествие в страну 5
сказок Корнея Ивановича
Чуковского.
13 Путешествие по веселым 5
стихам
Сергея
Владимировича
Михалкова.
14 Борис Степанович Житков 5
о смелых и отважных
людях.
15 Путешествие
по 5
Волшебной стране (по
книге
А.
Волкова
«Волшебник Изумрудного
города»).
Литература зарубежных стран – 18ч
16 Удивительный мир сказок 5
Шарля Перро.

Теоретич. Практиче. Формы аттестации
занятия
занятия
контроля
1

4

Дневник читателя

1

4

Дневник читателя

1
1

4
4

Дневник читателя
Дневник читателя

1

4

Дневник читателя

1

4

Дневник читателя

1
1
1
1

2
2
2
2

Дневник читателя
Дневник читателя
Дневник читателя
Дневник читателя

1

4

Дневник читателя

1

4

Дневник читателя

1

4

Дневник читателя

1

4

Дневник читателя

1

4

Дневник читателя

1

4

Дневник читателя

и

17
18
19

Сказки братьев Гримм.
Г.Х. Андерсен
Д.Родари
Итого

5
5
3
85

1
1
1
19

4
5
2
66

Дневник читателя
Дневник читателя
Дневник читателя

2. Содержание учебного плана
Модуль 1. "Учимся играя"
1. Школьная жизнь
Правила поведения в школе. Решение познавательных и творческих задач.
Моделирование сказки "Три поросенка". Инсценирование коротких диалогов.
2. По страницам творчества
Содержание русской народной сказки "Волк и семеро козлят". Варианты окончания сказки.
Инсценирование ситуации с помощью жестов и мимики. Головоломка "танграм".
Геометрические фигуры, их особенности. Содержание русской народной сказки "Маша и
Медведь". Как инсценировать фрагмент сказки.
3. Прикольные задания
Что такое "имя - перевертыш", "сказка - винегрет". Изображение несуществующего
животного. Конкурс рисунков. Роль домашних животных в жизни человека. Проект "Мой
питомец". Занимательные игры. Солнце - звезда Солнечной системы. Количество звезд во
Вселенной. Метеоры и метеориты.
4. Знаменитые малыши
Знаменитые малыши. Дюймовочка. Проект "Ателье для знаменитых малышей". Краткое
содержание сказки Андерсена "Русалочка". Водоемы. Морские обитатели. Разнообразие игр со
словами. Значение слова "ассорти". Проект "Спичечное творчество". Разнообразие головоломок.
5. Сказочные задания
Разнообразие игр на основе загадок. Интересные сведения из жизни птиц. Сообщения.
Загадки с толку сбивалки. Криптограммы. Конкурс "Живая загадка".
Модуль 2. «Клуб почемучек»
Тема 1. Моя семья. Знакомство и с происхождением и значением имени человека. Сбор
информации о своей семье (моя родословная). Составление книги «Тайна имени», оформление
электронной презентации «Моя родословная».
Тема 2. Умей видеть природу. Экскурсия на природу. Фотосессия осенних листьев,
падающих снежинок. Создание сказки «Приключение осеннего листочка». Сбор информации о
картофеле. Опыты с клубнями картофеля (получение крахмала в домашних условиях). Высадка
клубней на пришкольном участке.
Тема 3. Новогодние традиции.
Изучение новогодних и рождественских традиций и обрядов.
Тема 4. Экология
Экскурсия к водоему, в лес, очистные сооружения. Сбор информации об утилизации
отходов без причинения вреда окружающей среде. Составление памяток, листовок,
запрещающих наносить вред окружающей среде. Презентация слайдов.
Тема 5. Космос Посещение обсерватории и Дома космонавтики. Сбор информации о
космосе. Конкурс рисунков. Показ слайдов.
Тема 6. Мой Крым Экскурсия по местам боевой славы, к памятникам истории и
архитектуры родного края. Сбор информации о достопримечательностях края. Посещение
ветеранов ВОВ, сбор информации о военных действиях на Кубани, в районе. Создание выставки.
Сбор информации о выдающихся личностях Кубани. Защита сообщений.
Модуль 3. «Быстрее. Выше. Сильнее.»
Содержание программы
1. Вводное занятие. Красота тела, пропорции, возможность его совершенствования. Мифы
и легенды о древних Олимпийских играх, Олимпийских богах и олимпиониках.
2. Телесное (соматическое) воспитание. Организм человека, основные параметры
физического состояния и развития. Тело человека, пути, механизмы и средства воздействия для

его формирования, коррекции и совершенствования. ГТО и его нормативы, как ориентиры
телесного воспитания.
3. Подвижные игры для развития мышц ног и подготовки к выполнению норматива
«Прыжок в длину с места толчком двумя ногами»: «Веревочка под ногами», «Волк во рву»,
«Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Прыжки по полоскам», «Парашютисты», «Охотники и утки»
и др. по выбору. «Прыгуны и пятнашки», «Удочка», «Челнок», «Прыжок за прыжком»,
«Прыгающие воробушки»
4. Подвижные игры для развития мышц рук, брюшного пресса, спины и подготовки к
выполнению норматива «Подтягивание из виса на высокой перекладине или подтягивание из
виса лежа на низкой перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу»:
«Скамейка над головой», «Перетягивание», « Кто сильнее », «Бег на руках», «Мостик и кошка»,
«Перетягивание в парах», «Втяни в круг», «Перетяни за линию», «Борьба за территорию» и др.
по выбору. «Ловишки на одной ноге» «Пройди по краю оврага». «Паучки» спешат в гости».
5. Двигательная культура и физкультурно-двигательное воспитание. Физкультурно
двигательная деятельность, виды, формы, разновидности. Правильная и совершенная техника
движений, максимальная амплитуда, красота, легкость и свобода движений. Нормы ГТО и их
выполнение для физкультурно-двигательного воспитания.
6. Подвижные игры на развитие быстроты для подготовки к выполнению нормативов
учащимися 1-2 классов - челночный бег или бег на 30м, 3-4 классов - бег на 60м : «Вызов
номеров», «Гонка мячей по кругу», «Охота на уток», «Мяч среднему», « Зоркий глаз»,
«Падающая палка», «Смена кругов», «Салки», «Ловля парами», «Мороз», «Снайпер», «Мяч
капитану», «Два мороза», «К своим флажкам», «Салки с выручкой», «День и ночь», «Белые
медведи», «Вызов номеров», «Бегуны» и др. по выбору. «Конники – спортсмены», «Через кочки
и пенечки», «Гуси – лебеди», «Пустое место», «Команда быстроногих», «Перебежка с
выручкой», «Бег командами», «Колесо»
7. Подвижные игры на развитие выносливости для подготовки к выполнению нормативов
учащимися 1-2 классов - «Бег на лыжах на 1км или на 2 км или смешанное передвижение на 1,5
км по пересеченной местности, смешанное передвижение на 1 км»; учащимися 3-4 классов - «Бег
на 1 км», «Бег на лыжах на 1 км или на 2 км или кросс на 2 км по пересеченной местности»(2ч):
Парные гонки, Гонка на одной лыже, Веселые лыжники, «Крепче круг» «Бой петухов», «Рыбаки
и рыбки», «Перехват мяча», «Тигробол», «Выбивалы», «Регби», «Футбол на спине», «Перехват
мяча», «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Драконы», «Круговые эстафеты», «Смена
лидеров», «Следуй за мной», «Круговорот» и др. по выбору. «Лыжники на месте», «По следам»,
«Гонки на лыжах в парах», «Сороконожка на лыжах»
8. Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств для подготовки к выполнению
норматива учащимися 3-4 классов - «Прыжок в длину с разбега»(2ч): Могут быть те же, что для
учащихся 1-2 классов при подготовке к выполнению норматива «Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами». «Лиса и куры», «Эстафета с прыжками в длину», «Прыжок за прыжком»
9. Подвижные игры на развитие гибкости для подготовки к выполнению норматива
«Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу или на гимнастической скамье»:
Различные передачи мяча, предметов в колоннах (с поворотами, передачами), эстафеты «Гонка
мячей» (над головой, между ног, в сторону), «Бег тараканов», «Прокати мяч под мостиком».
10. Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств для подготовки к
выполнению нормативов «Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м» учащимися 12 классов, «Метание мяча весом 150 г» учащимися 3-4 классов : «Толкание ядра», «Передачи
волейболистов», «Только снизу», «Бомбардиры», «По наземной мишени», «Точная подача» и др.
по выбору. «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Попади в мяч», «Защита укрепления»,
«Снайперы», «Подвижная цель», «Город за городом»
11. Социально-ориентирующие игры : сюжетно-ролевые, ролевые, ситуационно-ролевые,
деловые, полидеятельностные, маршрутные игры, направленные на пропаганду, популяризацию
комплекса ГТО и содействующие личностному развитию школьников.
12. Инновационные игры , которые придумывают сами участники или модернизируют,
видоизменяют традиционные игры для решения конкретных задач
Модуль 4 «Клуб книголюбов»

Содержание программы кружка «Книголюбы» создаёт возможность для воспитания
грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к
восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает
основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой
развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний
и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из
других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят
начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
1.5. Планируемые результаты
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
к концу учебного года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты:
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по
формированию умения проектировать свою деятельность являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и
метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать
свою деятельность являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
—осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными
ситуациями;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и здоровье», «Я и
другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что(«гражданин», «школьник»,
«ученик», «собеседник», «одноклассник»и др.) и профессиональные роли (« спортсмен»,
«тренер», «командир», «капитан» и др.):
—активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
—проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
—оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
— оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
— эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
— понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

— высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к
их поступкам.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как
одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно- творческую задачу;
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её
выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения.
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их проверки;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой.
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных
играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях
и передвижениях человека;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
-отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
-ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
-составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность, рассудительность.
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
помощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, сформировать познавательные интересы;
- совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками
и со старшими, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою
собственную;
- сформировать систему универсальных учебных действий.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
✓ начало учебного года – 01.09.23, конец учебного года –26.05.24;
✓ начало учебных занятий не ранее 13.00 час, окончание – не позднее 16.30;
✓ продолжительность учебного года 34 недели;
✓ объем программы 612 часа в год.
✓ Учебные занятия проводятся согласно расписанию.

Календарный учебный график
месяц
сентябрь
октябрь
1
2
3
4
5
6
7
Недели
обучения
18 18
18
18
18 18 18
Кол-во
часов

ноябрь

72

январь

февраль

март

апрель

май

9

12

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

Аттестация/
Входная
Формы
диагностика
контроля
Всего часов 72
620

декабрь

8

90

Промежуточна
я
диагностика,
аттестация
72
12

Итоговая
диагностика,
аттестация
16

20

16

12

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
- Занятия проводятся в оборудованном кабинете изобразительного искусства,
Материально-техническое обеспечение дисциплины включает:
1) библиотечный фонд МБОУ г. Керчи РК «Школа №12»
2) мультимедийное оборудование для просмотра репродукций, презентаций
3) Наглядный материал к соответствующим темам данного курса.
Информационное обеспечение.
- учебные фильмы;
-интерактивные обучающие программы;
- журналы, книги;
- художественные энциклопедии.
Интернет – источники:
1. Российский общеобразовательный портал, единое окно доступа к образовательным ресурсам.
URL:http://window.edu.ru
2. Социальный портал в области образования для подростков, их родителей и учителей. URL:
www.planetashkol.ru
3. Сайт издательского дома. «Первое сентября» URL:www.1september.ru
4. Единый каталог образовательных услуг. URL: https://infourok.ru/
5. ЕдиныйУрок.рф — интернет-портал для проведения Единых уроков и образовательных
мероприятий, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации. URL:
https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai
6. МультиУрок – образовательная площадка. URL:https://multiurok.ru/
7. Образовательная социальная сеть URL: http://nsportal.ru
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий нормам
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
Методическое обеспечение.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых тем возможно в
дистанционном режиме.
Используемые педагогические технологии:
- развивающее обучение – при развивающем обучении обучающийся самостоятельно
приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в
результате анализа своих действий;
- игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех
психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль,
обучающийся подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры они
лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого;
- эвристическое обучение позволяет подвести обучающихся, с помощью умелой
постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям, к самостоятельному
мышлению и приобретению новых знаний.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные методы (устное изложение материала);

- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы (упражнения, тренинги).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно - иллюстративные (обучающиеся усваивают и воспроизводят готовую
информацию);
- репродуктивные (обучающиеся воспроизводят полученные знания).
Методы воспитания:
- поощрение (устное, дипломы и грамоты);
- мотивация (настрой обучающегося на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий.
- открытое занятие;
- соревнование, турнир, конкурс, выставка.
- беседа и др.
- выполнение эксперимента.
Педагогические технологии.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом.
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Алгоритм учебного занятия:
приветствие, проверка присутствия обучающихся;
объявление темы и цели занятия;
повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
повторение пройденного материала;
объяснение нового материала;
опрос по усвоению нового материала;
практическая работа;
подведение итогов занятия;
уборка рабочих мест.
•
•
•
•
•

Методические материалы:
Методические разработки:
- раздаточный материал;
- разработки вопросов и заданий для устного и письменного опроса, бесед, конспектов
открытых занятий, тестов, практических заданий, упражнений.
- иллюстративный материал;
- демонстрационный материал;
Дидактические материалы: инструкции по ТБ, задания, упражнения.

2.3 Формы аттестации и контроля
Формы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в течение всего
периода обучения.
Входной контроль – проводится при наборе, в виде собеседования, где изучаются
отношения обучающегося к выбранной деятельности, его способности в этой области, личные
качества ребенка.
Формы текущего и промежуточного контроля: открытые занятия, соревнования,
турниры, конкурсы, выставки.
Формы итогового контроля: итоговое занятие, выставка.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты оценки ЗУН
обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в которой отражает уровень освоения

обучающимися Программы. Так же подтверждением успешной реализации Программы являются
грамоты, дипломы, протоколы, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Успешной реализации Программы должны способствовать различные виды групповой и
индивидуальной работы: открытые занятия, соревнования, турниры, чемпионаты, конкурсы и
т.д.
2.4. Список литературы
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.
Издательство дом «Фёдоров». 2008
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое
пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
3. Е. И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст. М.2005.
4. Н. Н. Светловская О.В. Джежелей. Внеклассное чтение в 1-4 классе. М. 1983.
5. И.Г. Сухин. Литературная кроссворд - азбука. С.-П. 1999.
6. Н. Н. Светловская. О литературном произведении и проблемах, связанных с его
осмыслением при обучении младших школьников чтению. Начальная школа № 4-6 2005.
7. Е.С. Гостимская М.И.Мишина Внеклассное чтение 2,3, 4 Класс. М. 2006.
8. И.Ф.Яценко «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс
Москва, «ВАКО» 2006.
9. Твой олимпийский учебник. В.С.Родиченко. Москва, 2009г.
10. Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы. Ковалько В.И., Москва: «ВАКО», 2006 г.
11. Школа физкультминуток 1-4 классы. Ковалько В.И., Москва: «ВАКО», 2005 г.
12. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы. Дереклеева Н.И., Москва:
«ВАКО», 2006г.
13. Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П.А. Киселева.- Волгоград:
Учитель, 2011.-251 с.
Интернет источники:
1.
URL: https://infourok.ru/
2.
URL:https://multiurok.ru/
3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы (Приложение1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков обучающихся
осуществляется с помощью системы поэтапных аттестационных испытаний в процессе обучения
за обучающимися;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;
- тесты, карты оценки способностей и знаний;
-участие в соревнованиях: городских, республиканских, всероссийских.
- открытые занятия.
3.2. Методические материалы
Методическая литература и методические разработки для обеспечения образовательного
процесса (Приложение 2):
- планы- конспекты отчетных занятий;
- годовой план
воспитательной
работы;
- сценарии воспитательных мероприятий.

Приложение 1
Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе «_____________».
Дата проведения диагностики__________________
ФИО
обучающихся

ИТОГО

Знания. Умения. Навыки.

Сформированность ЗУН каждого
обучающегося в баллах

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

ИТОГО

сформированность
ЗУН группы в %
Педагог ДО_________________________
ФИО, подпись

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе, методом наблюдения.
Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь), промежуточная (январь, февраль), итоговая (май).

Приложение 2
Практическое занятие
Конспект занятия по теме «Русские народные сказки»
ФИО студента: Шибанова Анна Сергеевна
Тема: Русские народные сказки
Цель: формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.
Задачи:
⎯ Расширить кругозор детей и обогатить словарный запас;
⎯ Развивать актерские способности и внимательность детей;
⎯ Воспитывать положительное отношение к сказкам
Планируемые результаты
Предметные:
– использовать навык выразительного чтения;
Метапредметные:
– сформулировать цели своей учебной деятельности;
– анализировать поступки и настроение героев;
– оценить свою работу на занятии;
Личностные:
– поддерживать личный познавательный интерес к предмету.
Ход занятия
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивационноорганизационный

Актуализация
знаний,
целеполагание

(Под музыку « В мире много сказок», дети заходят
в зал и педагог начинает занятие)
В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться!
Что-то ждет нас впереди?
Слышишь, сказка в дверь стучится?
Скажем сказке: «За-хо-ди!»
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется
человек, который пишет книги?

Под музыку заходят в зал

Форма
работы
Ф

УУД

Ф, И

Регулятивные:

Регулятивные:
- настрой на занятие

Настраиваются на занятие

Отвечают на вопросы:
- автор
- персонажи

ОНЗ

- А животные, люди, о которых говорится – как
можно назвать?
- читатель
- Человек, который возьмёт эту книгу в руки, он
кто?
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в игру –
путешествие по сказкам. Вы знаете, что сказочным
героям всегда приходилось преодолевать трудности
и препятствия, вот и на нашем пути встретится
немало препятствий, которые, я уверена, мы
преодолеем.
Да и передвигаться мы будем не совсем обычно, а
на сказочном транспорте.
Первым нас выручит КОВЕР – САМОЛЕТ
(раздвигают
руки
в
стороны, и совершают
плавные движения)
Хвостиком яйцо разбила,
Да и репка ей по силам!
Хоть и маленькая ростом,
Победить ее непросто.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети?
Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке,
Щуку в проруби поймал
И с тех он пор забот не знал.

- мышка
из русской народной сказки
«Репка».
- семеро козлят
из русской народной сказки
«Волк и семеро козлят»
(Емеля)
из русской народной сказки
«По щучьему веленью»

- Молодцы, ребятки, а какие русские народные
сказки вы знаете?
- их придумал народ
-А почему их называют народные, знаете?
- ответы

развивать
умение
прогнозировать
предстоящую работу.
Познавательные:
развивать
умение
ориентироваться в своей
системе знаний
Коммуникативные:
развивать
умение
слушать и понимать
других, строить свои
мысли в устной форме
Регулятивные:
- использовать новую
информацию
для
решения учебных задач

-Давным-давно, когда люди не умели не, читать не
писать, чтобы как-то потешить своих детей они
стали им придумывать и рассказывать сказки,
потешки,
прибаутки,
дети
вырастали
и
рассказывали их своим детям и так из поколения в
поколения, из уст в уста сказки передавались
веками, дойдя до наших дней
составляют
название
- Пока мы летели на землю выпал буквенный дождь. сказки из букв
(На столах буквы красного и желтого цвета). Дети
с помощью букв делятся на команды.
Составляют из букв название сказки «Теремок».
- дети показывают героев,
- Кто автор этой сказки?
используя жесты и мимику.
Работа над пластикой и мимикой.
- Давайте вспомним героев этой сказки. Я вам буду
читать загадки, а вы их отгадывать, но не
произносить вслух, а показывать ответ жестами,
мимикой.
- летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
- Летом серый, зимой белый.
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
- Повстречала я в лесу
Очень хитрую...

- медведь
- заяц
-волк
- лису

- быть гостеприимными
- Чему же научила нас эта сказка? Кто помнит?
дружелюбными.
- дети присаживаются и
- Продолжаем наше путешествие. Теперь нас негромко
топают
понесут САПОГИ – СКОРОХОДЫ
полусогнутыми
ногами,
руками размахивая, как при
ходьбе.
- Сейчас самое трудное задание, у вас на голове
надеты шапочки. На них написаны имена героев

одной из сказок. Вы должны двигаясь по классу под
музыку, прочитать у товарища слово, но при этом
стараться, чтобы ваше слово не прочитали.
- Назовите имена героев. Из какой они сказки?

Колобок,
бабка,
дед,
курочка, медведь, заяц,
волк, лиса, медведь, щука,
муха.

- Все ли герои из сказки «КОЛОБОК»?
- а кто из другой сказки?
-О чем эта сказка, чему нас учит каждый герой?

- нет
- ответы

- Наш КОВЕР – САМОЛЕТ заскучал без дела, дети встают около своих
полетим ка мы на нем
столов, раздвигают руки в
стороны, и совершают
плавные
движения,
эмитируя самолет
Конкурс «Бюро находок»
Участвуют в конкурсе
Дети по очереди достают предметы из
«Волшебной книги» и говорят, из какой сказки
потерянные вещи.
- Сейчас мы поиграем. Но это будет не совсем Играют в игру ….
обычная игра. Сейчас нам с вами нужно будет
выполнять, наверное, самое трудное задание. Нас
ждет две игры. Первая игра называется:
СОЕДИНИ
ПОЛОВИНКИ».
Слушайте
внимательно правила игры: в сказках очень много
фраз, которые известны всем. У вас на столах есть
карточки с записанными фразами, прочитайте их. Я
буду говорить первую часть фразы, а вы
договаривайте ее, проговаривая ее окончание. Итак,
начали!
- Добрым молодцам урок
- Сказка – ложь, да в ней – намек.
- По усам текло, а в рот не
- Я там был. Мед-пиво пил.
попало.
- Тут и сказке – конец,
- а кто слушал – молодец
- Растет не по дням,
- а по часам

Рефлексия, итог

- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы
справились! Ну что же, пора двигаться к последней
станции. Снова возьмем СТУПУ У БАБЫ ЯГИ
- Полетели к следующей станции. А называется она
ИГРОВАЯ.
- Ребята, сейчас мы с вами будем артистами. Мы
покажем сказку «Волк и семеро козлят».
- Ребята, вот и подошло к окончанию наше
путешествие. Сегодня мы с вами еще раз побывали
в гостях у самых известных русских народных
сказок.
- Ребята, а что самого замечательного в сказках?
- А в обыденной, повседневной жизни нужно ли
относится к людям по – доброму? В жизни тоже
добро всегда побеждает зло.
- Чья работа на занятии вам понравилась больше? Почему?
поработали. Мне было приятно и интересно с вами.
Обзор книг.
Выставка книг – р. н. сказок.

Дети присаживаются и
руками
совершают
движения, похожие на
работу дворника метлой.
Дети инсценируют сказку .
- отвечают на вопросы
В сказках добро всегда
побеждает зло

Регулятивные:
развивать
умение
осуществлять
познавательную
и
личностную рефлексию.

Приложение 2
Воспитательное мероприятие

«Я люблю тебя, мой город!»

Цель: ознакомление с историей родного города Керчи; воспитание гражданственности,
патриотизма; привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений; повышение интереса к
истории Родины.
Задачи:
– воспитание чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью;
– развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях учебновоспитательного процесса, внеклассной деятельности обучающихся;
– развитие творческих, интеллектуальных способностей, коммуникативной культуры
обучающихся, умения работать в коллективе;
Оборудование: стихотворения о Керчи, плакаты с изображениями достопримечательностей
города в разные времена, песни: «Баллада о Керчи» Н.Соловьёв, «Керченский вальс»
В.Будилин.
Ход мероприятия
«Керченский вальс» (исполняет Валентин Будилин)
Учитель: - Наш город… Город, в котором мы родились, где живём, где знаем каждую улицу.
Родной двор, где гуляем с друзьями… Мы любим свой город. Приближается праздник всех
жителей Керчи - День города. Этой дате посвящается наше мероприятие «Я люблю тебя, мой
город!».
НИКОЛАЙ УШАКОВ КЕРЧЬ
На горе высокой Митридата
Обелиск и пушки с трех сторон.
В честь бойца - матроса и солдата –
Памятник над морем вознесен.
Затонувший пароход на рейде,
Зданий в брызгах взрывов строгий вид, Город, знавший множество трагедий,
Нам о бдительности говорит.
И упорством дышат улиц трассы,
А на берегу, не на воде,
Свежевыкрашенные баркасы
Говорят о мире и труде.
- История нашего города богата событиями. Керчь - один из старейших городов мира. Он всего
на год моложе «вечного города» Рима. Нашему городу уже 26 веков. За это время поменялось
много названий: Пантикапей, Боспор, Корчев, Черкио. Наш город пережил много взлётов и
падений, несколько раз был разрушен во время войн и вновь восстановлен. На территории
Керчи и Керченского полуострова огромное количество памятников, памятных мест, древних
городов, крепостей, курганов.
ЮЛИЯ ДРУНИНА ***
О горе Митридата
Слагали легенды и оды –
Усыпальницы, храмы, дворцы,
Хороводы владык.
Я растерянно слушаю
Бойкого экскурсовода,
А в ушах у меня –
Нарастающий яростный крик.
Это грозной "полундрой"
Матросов на штурм Митридата
Молодой политрук
Поднимает опять и опять.
Это с криком "Ура!"

К ним бегут на подмогу солдаты,
Лишь молчат катакомбы –
НЕ могут погибшие встать.
Не дождались они...
Только мрак и тяжелые своды.
Только в каждом углу
Притаилась угрюмо война....
Я рассеянно слушаю
Бойкого экскурсовода,
А в ушах у меня –
Тех святых катакомб тишина.
- Посмотрите на фотографии нашего города. Так выглядела гора Митридат почти 100 лет назад,
а вот так она выглядит в наши дни. Многое изменилось со временем, но история нашего города
неизменна. В первой половине 6 века до н.э. древние греки основали на месте нынешней Керчи
город Пантикапей, который стал столицей целого царства Боспор. Город располагался у
подножия и на склонах горы Митридат. В древние времена именно там находилась агора главная площадь города и место народных собраний. Высока была и Боспорская культура. В
Боспоре были свои архитекторы, риторы, поэты и философы. Экономической основой
государства было земледелие, лов и засолка рыбы, виноградарство и виноделие, торговля.
- Керчь – город рыбаков. Во все времена близость и выход к морю давал нашему городу
большие преимущества. На фотографиях мы видим, как выглядел док для кораблей раньше и
как выглядит Керченский порт сегодня.
На камнях – лепесток свечи…
Будет время сквозь сумрак течь.
Ты когда-нибудь был в Керчи? –
Я тебе расскажу про Керчь…
Там такая была пора,
Что навечно к заре лицом
Поднялась Митридат-гора,
Вся исхлёстанная свинцом.
Било время по ней в упор,
Побелели края висков:
В этот город с тех самых пор
Входит слава без пропусков.
Город ей отдаёт ключи,
Держит солнце яркую речь:
«Ты когда-нибудь был Керчи?
Обязательно съезди в Керчь!»
Ты когда-нибудь был Керчи? –
Я тебе расскажу про Керчь!
- Многочисленные опустошительные войны, неумолимое время разрушили некогда мощные
крепостные сооружения, величественные дворцы и дома жителей Пантикапея и Боспора.
Остались лишь отдельные памятники. Среди них захоронения боспорской и скифской знати в
виде огромных курганов с погребальными камерами, остатки крепости ЕНИ-КАЛЕ. (фото)
Виталий Сама
Ты на море глядишь, что в дозоре стоишь, ты веками не знаешь покоя, обелисками славу героев
хранишь, спящих нынче под шелест прибоя!.. Гора Митридат, ты - маяк рыбаков, возвращаются
вновь, как к невесте!.. Гора Митридат - эстафета веков, символ Мужества, Доблести, Чести!
- В Великую Отечественную войну город был сильно разрушен. Он дважды был оккупирован
врагом и дважды радовался своему освобождению. Бои за Керчь были тяжелые. За мужество и
героизм своих защитников и освободителей Керчь носит звание «город-герой». Это звание
присвоено ему в 1973 г.
Битва за Керчь
Мохонько Борис Борисович.

В Крыму наши войска несли потери,
Сраженья шли за Керчь и за плацдармы.
Здесь немцы сходу портом завладеть хотели,
Атаки за атакой шли, а город не сдавали.
Все понимали то, что порт нам нужен,
Ведь он стоит на стратегическом проливе,
Пролив необходим для переброски грузов,
Для обороны всей страны на перспективу.
Держали крепко оборону и плацдармы,
В атаку шли и в рукопашный бой.
Снаряды землю нашу в клочья разрывали,
Но город Керчь сражался как герой…
- В нашем городе много памятников Великой Отечественной войны, среди них: Эльтиген,
Аджимушкай. Они свято хранят память о героях, защищавших нашу землю от фашистов.
Вечный огонь на горе Митридат и Обелиск Славы – места поклонения жителей и гостей города
во все времена. Вот так и в наши дни Митридат остаётся своеобразным «центром памяти
веков» нашего древнего города.
-Символом нашего города является золотой грифон. Грифон — мифическое существо с телом
льва и головой и крыльями орла. (фото) Столица Боспорского царства Пантикапей, чеканила на
своих монетах льва, быка, пегаса и грифона. Постепенно грифон остался единственным и
самым верным хранителем города. гербе как союз силы и ума.
Проходили века, эпохи сменяли друг друга, но керчане не забыли своего покровителя. До сих
пор это величественное, благородное существо охраняет город. Не встретиться с ними не
получится. Два медных грифона несут свою службу на въезде в город, два каменных охраняют
благополучие города взирая со склоновгоры Митридат. Один золотой на центральной площади
оберегает ключ от города. Бесчисленным множеством небольших грифончиков наводнен весь
город. Они на заборах, стенах, в окнах и витринах. Они на главном гербе города. Грифоны
все 26 веков надежно хранят город и благодарные горожане чтят и любят своих крылатых
покровителей.
Аня Коровицкая
Что я могу тебе еще желать –
Была ты Керчью –
Керчью оставайся.
Любимый город.
Может быть, как знать,
Столицей станешь –
только постарайся….
Пускай пройду я горы, океаны,
Пусть никогда к тебе я не вернусь,
Но только окунусь я в мир мечтаний –
К тебе, родная Керчь, сквозь время мчусь!
«Баллада о Керчи» (исполняет Николай Соловьёв)
- Пусть наш любимый город процветает и молодеет с каждым днём!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА
КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА № 12 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А. БЕЛЯКОВА»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
Воробьева Е.Л.
«30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
Сырбул А.Б.
«31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБУО
г. Керчи РК «Школа № 12 им.
Героя Советского Союза
Н.А. Белякова»
Приказ №411 от 01.09.2023г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Учение с увлечением!»
2023/2024 учебного года
МБОУ г. Керчи РК «Школа № 12 им. Героя Советского Союза Н.А. Белякова»

Педагог: Вакансия
Количество часов в неделю - 18 ч /на год – 612 ч
Планирование составлено на основе программы:
Дополнительная образовательная программа творческого объединения
«Учение с увлечением!»

3.3. Календарно-тематическое планирование
1 модуль: «Учимся играя!»
№
Наименование
Количество
п/п тем
занятий
Школьная жизнь (10ч)
1
Вводное занятие. 1
ТБ.
2-5 «Здравствуй,
4
осень»
6-10 Работа
над 5
ошибками.
«Социальная роль
школьника»
По страницам творчества(30ч)
11- Задания
трех 5
15
поросят. Решение
познавательных и
творческих задач
16- По
страницам 10
25
русских
народных сказок.
Содержание
русских народных
сказок. Варианты
окончания сказки
26- Рисуем яблоньку. 10
35
Инсценирование
ситуации
с
помощь жестов и
мимики
36- Геометрический 5
40
магазин.
Геометрические
фигуры,
их
особенности.
Головоломка
"танграм"
Шкатулка с сюрпризом (40 часов)
41- Хлеб - батюшка". 5
45
Ценность хлеба,
трудоемкость его
производства
46- На
грибной 5
50
полянке.
Распространенные
грибы,
их
особенности
51- В
гостях
у 10
60
Знайки. Знайка герой книги Н.Н.
Носова
"Приключения

Теоретич. Практиче. Дата по плану
занятия
занятия
1
1

3

1

4

1

4

1

9

1

9

1

4

1

4

1

4

1

9

Дата
факту

по

Незнайки и его
друзей"
61- Читаем письма. 10
70
Краткое
содержание
популярных
произведений, их
главные герои.
71- Наряжаем
10
80
елочку
Традиционные
елочные
украшения.
Прикольные задания (35 часов)
81- "Прикольные"
5
85
Что
задания.
такое
"имя
перевертыш",
"сказка
винегрет".
Изображение
несуществующего
животного.
86- Игра
"Устами 5
90
младенца"
91- Домашние
10
100 животные. Роль
домашних
животных в жизни
человека.
101- Цепочка
5
105 занимательных
заданий
Занимательные
игры
106- О звездах. Солнце 10
115 звезда
Солнечной
системы.
Количество звезд
во
Вселенной.
Метеоры
и
метеориты.
Дорогою добра (20 часов)
116- Дорогою добра. 5
120 Смысл
понятий
"добро" и "зло" на
примере
литературных
произведений.
Качества
характера,

1

9

1

9

1

4

1

4

1

9

1

4

1

9

1

4

символизирующие
добро.
121- Коллекция
5
125 головоломок
Незнайки
126- Э. Успенский и 10
135 его книги. Герои
произведения
"Дядя Федор, пес
и кот"
Знаменитые малыши (25 часов)
136- Знаменитые
5
140 малыши.
Дюймовочка
героиня
сказки
Г.Х.
Андерсена
"Дюймовочка".
Происхождение
имени.
141- Букет
для 5
145 Русалочки.
Водоемы.
Морские
обитатели.
146- Словесные
5
150 забавы
знаменитых
малышей.
151- Спичечное
5
155 ассорти. Значение
слова "ассорти".
156- Говорящие
5
160 головоломки.
Сказочные задания (20 часов)
161- Загадалки
5
165
166- Сказочные
5
170 задания. Загадки с
толку сбивалки.
Криптограммы.
Итого часов
170

1

4

1

9

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

28

142

2 модуль: «Клуб почемучек»
№
Наименование
Количество Теоретич. Практиче. Дата
п/п тем
занятий
занятия
занятия
плану
Моя семья. – 25ч
1-10 Знакомство и с 10
1
9
происхождением и
значением имени
человека

по Дата
факту

по

Сбор информации о 15
своей семье (моя
родословная)
Умей видеть природу. – 35ч
26- Есть
в
осени 10
35
первоначальной…
36- Аудио
звуки 10
45
природы,
влияющих
положительно
и
отрицательно
на
здоровье человека.
46- Разведка
зимних 15
60
примет.
Новогодние традиции – 20ч
61- Как
празднуют 10
70
новый год в разных
странах
71- Рождественские
10
80
встречи
Экология - 35ч
81- Воздух – природное 10
90
богатство
91- Моря и океаны
15
105
106- Про
почву
и 10
115 подземные
богатства
Космос. – 20ч
116- Космическое
10
125 путешествие
126- Покорители космоса 10
135
Мой Крым - 35
136- История Крыма
10
145
146- Природа Крыма
10
155
156- Путешествие
по 10
165 Крыму
166- Керчь – Древнейший 5
170 город России
Итого часов
170
1125

№
п/п
1
2-4
5-7
8-11
12-14

2

13

1

9

1

9

2

13

1

9

1

9

2

8

3

12

2

8

2

8

1

9

2

8

2

8

2

8

1

4

26

144

3 модуль: «Быстрее, выше сильнее»
Тема занятия
Открываем дверь в сказку Здоровья
Космонавты
Правильная осанка
Двигательный режим учащегося.
Путешествие в город «Угадай-ка»

Дата по
плану

Дата по
факту

21-23
24-27
28-34
35-40

Общеразвивающие упражнения с предметами и без
предметов.
Многоскоки
Правила выполнения дыхательных упражнений
Метание малых мячей
Подвижные игры «Учимся, играя!»

41-43
44-46

Школа мяча
Сбор витаминок здоровья

47-52
53-55

Осенние развлечения
Наш друг режим

56-60

Подвижные игры по выбору учащихся

61
62-66
67-68
69-75
76-78

Спортивный праздник «Физкульт-ура!»
Лазания и перелазания
Оказание первой помощи
Полоса препятствий
Упражнения в равновесии

79

Зимние развлечения

80
81-82
83-88
89-95
96-97
98-103

Ура! У нас каникулы!
Закаливание в зимний период
Прыжковые упражнения
Танцевальные шаги
Космическое путешествие на Марс
Упражнения в равновесии

15-20

104Акробатические упражнения
109
110Подвижные игры «Быстрее, выше, сильнее!»
115
116Подвижные игры «Наша безопасность»
120
121- Подвижные игры с элементами акробатических упражнений
131
132Весенние развлечения
133
134Наш друг режим
135
136
Путешествие в страну Витаминию
137
Подвижные игры по выбору учащихся
138143
144150
151
152

Знакомство с доктором Активный отдых
Знакомство с доктором Физические упражнения
Спортивный праздник «Физкульт-ура!»
Веселое многоборье

153157
158161
162
163166
167
168169
170

Общеразвивающие упражнения с предметами
Эстафеты с прыжками
Преодоление полосы препятствий «Кто быстрее?»
Развиваем скорость
Эстафеты «Призы Физкультоши»
Здравствуй, лето! Отправляемся в поход.
Итоговое занятие «Призы Физкультоши»
4 модуль: «Клуб Книголюбов»

№ Наименование
Количество
п/п тем
занятий
Устное народное творчество – 10ч
1-5 Русские
народные 5
сказки о животных.
6Сказки
разных 5
10 народов.
Рассказы и сказки о животных – 20ч
11- Д. Мамин-Сибиряк
5
15
16- Рассказы о людях и 5
20 животных.
К.Паустовский
21- Может ли художник 5
25 быть
учёным:
сложный
авторский
взгляд на мир.
В. Бианки
26- В.Сутеев и его сказки 5
30
Люблю природу русскую – 12ч
31- Поэзия об осени
3
33
34- Поэзия о зиме
3
36
37- Поэзия о весне
3
39
40- Поэзия о лете
3
42
Писатели-детям – 25ч
43- Рассказы
Николая 5
47 Николаевича Носова.
48- Путешествие в страну 5
52 сказок
Корнея
Ивановича
Чуковского.

Теоретич. Практиче. Дата
занятия
занятия
плану
1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

2

1

2

1

2

1

2

1

4

1

4

по Дата
факту

по

Путешествие
по 5
веселым
стихам
Сергея
Владимировича
Михалкова.
58- Борис
Степанович 5
62 Житков о смелых и
отважных людях.
63- Путешествие
по 5
77 Волшебной стране (по
книге А. Волкова
«Волшебник
Изумрудного
города»).
Литература зарубежных стран – 18ч
68- Удивительный
мир 5
72 сказок Шарля Перро.
73- Сказки
братьев 5
77 Гримм.
78- Г.Х. Андерсен
5
82
83- Д.Родари
3
85
Итого
85
5357

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

5

1

2

19

66

Приложение 4
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Учение с увлечением!»
№

Причина корректировки

Дата

Согласование с
УВР
(подпись)

зам по

Приложение 5
3.5. План воспитательной работы
Цель воспитательной работы в творческом объединении – личностное развитие
обучающихся.
Основные задачи:
- формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- укрепление здоровья;
- профессиональное самоопределение и творческий труд детей;
- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в обществе;
- социализация детей;
- работа с семьей;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
В результате проведения воспитательной работы будет достигнут высокий уровень
сплоченности коллектива, повысится интерес к занятиям и уровню личностных достижений
обучающихся, повысится уровень активного участия родителей в работе объединения.
План воспитательной работы
Сентябрь:
1сентября: День знаний;
3сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с
терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма.
Октябрь:
1октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4октября: День защиты животных;
5октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4ноября: День народного единства;
8ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
2декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День
освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц- Биркенау (Освенцима) День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;

15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества;
21февраля: Международный день родного языка;
23февраля: День защитника Отечества.
Март:
8марта: Международный женский день;
18марта: День воссоединения Крыма с Россией
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12апреля: День космонавтики;
19апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы
Великой Отечественной войны
Май:
1мая: Праздник Весны и Труда;
9мая: День Победы;
20мая: День детских общественных организаций России;
24мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
Вторая суббота августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».