12.2. - 22 Положение о внутришкольном контроле_

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА № 12»
(МБОУ г.Керчи РК «Школа №12»)

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
педагогического совета
от «31» августа 2022г. № 2

УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора МБОУ
г. Керчи РК «Школа № 12»
от «31» августа 2022г. № 379

ПОЛОЖЕНИЕ № 12.2. - 22
о внутришкольном контроле
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи
Республики Крым «Школа № 12»
1. Общие положения
1.1. Положение о внутришкольном контроле Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 12»
(Далее- Положение) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»,
Письмом министерства образования РФ от 10.09.1999г. №22-06-874 «Об
обеспечении инспекционно-контрольной деятельности», Уставом Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым
«Школа № 12» (далее по тексту - Учреждение) и регламентирует содержание и
порядок проведения внутришкольного контроля администрацией Учреждения.
1.2. Внутришкольный контроль — главный источник информации для
диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов
деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем
понимается проведение членами администрации школы осуществляемых в порядке
руководства наблюдений за соблюдением работниками школы законодательных и
иных нормативно-правовых актов в области образования РФ, Республики Крым,
города, Учреждения.
Положение о внутришкольном контроле по принимается педагогическим
советом, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения в течение
учебного года и утверждается приказом директора Учреждения.
Процедурам предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам
его проведения.
Требования к внутришкольному контролю:
систематичность - данное требование направлено на регулярное проведение
контроля, на создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем
ходом педагогического процесса;
объективность - проверка деятельности учителя или педагогического
коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и
образовательных программ, на основе выработанных и согласованных критериев;
1

действенность - результаты проведенного контроля должны привести к
позитивным изменениям, устранению выявленных недостатков;
компетентность проверяющего - знание предмета контроля, владение
методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки,
умение прогнозировать развитие результатов контроля.
1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим
советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.
1.4. Целями внутришкольного контроля являются:
совершенствование деятельности Учреждения;
повышение мастерства учителей;
улучшения качества образования в Учреждении.
1.5. Задачи внутришкольного контроля:
осуществление контроля над исполнением законодательства в области
образования;
выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных
нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;
анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их
предупреждению;
анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности
педагогических работников;
изучение
результатов
педагогической
деятельности,
выявление
положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного
процесса и разработка на этой основе предложений по распространению
педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе
контроля.
1.6. Функции внутришкольного контроля:
информационно-аналитическая;
контрольно-диагностическая;
коррективно-регулятивная.
1.7. Заместители директора Учреждения по поручению директора
осуществляют внутришкольный контроль следующих видов деятельности
работников:
соблюдение законодательства РФ в области образования;
осуществление государственной политики в области образования;
использование финансовых и материальных средств в соответствии с
нормативами;
использование методического обеспечения в образовательном процессе;
реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов,
соблюдение утвержденных учебных графиков;
соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных
локальных актов школы;
2

соблюдение порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и
текущего контроля успеваемости;
своевременность предоставления отдельным категориям обучающихся
дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
работа подразделений организаций общественного питания и медицинских
учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников
школы;
другие вопросы в рамках компетенции директора школы.
1.8. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитываются:
выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение
материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
уровень знаний, умений, навыков и развития учащихся;
степень самостоятельности учащихся;
владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными
умениями;
дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;
совместная деятельность учителя и ученика;
наличие положительного эмоционального микроклимата;
умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной
литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на
усвоение учащимися системы знаний);
способность
к
анализу
педагогических
ситуаций,
рефлексии,
самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;
умение корректировать свою деятельность;
умение обобщать свой опыт;
умение составлять и реализовывать план своего развития.
1.9. Методы контроля над деятельностью учителя:
анкетирование;
тестирование;
социальный опрос;
мониторинг;
наблюдение;
посещение уроков и внеклассных мероприятий;
изучение документации;
изучение самоанализа уроков;
беседа о деятельности учащихся;
обсуждение результатов учебной деятельности учащихся.
1.10. Методы контроля над результатами учебной деятельности:
наблюдение;
устный опрос;
письменный опрос;
письменная проверка знаний;
комбинированная проверка;
3

беседа, анкетирование, тестирование;
проверка документации.
1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых
или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.
Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в
соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает
периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.
План представляется членам педагогического коллектива в начале учебного года.
Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в
целях установления фактов нарушений, проверки сведений о нарушениях,
указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан и
организаций, а также в целях урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях
между участниками образовательного процесса.
Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор,
системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах
образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством
образования (состояние здоровья обучающихся, организация питания, выполнение
режима, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение,
диагностика педагогического мастерства и т.д.).
Внутришкольный
контроль
в
виде
административной
работы
осуществляется по поручению директора Учреждения его заместителями по учебновоспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего
контроля успеваемости и с целью промежуточной аттестации обучающихся.
1.12. Виды внутришкольного контроля:
предварительный — предварительное знакомство;
текущий — непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным
процессом;
итоговый — изучение результатов работы школы и педагогов за четверть,
полугодие, учебный год.
1.13. Формы внутришкольного контроля:
входной;
персональный работа - с отдельным учителем в целях повышения его
профессионального мастерства;
предметно-обобщающий – изучение состояния и опыта работы предметного
объединения;
тематически-обобщающий – контроль работы учителя на каждом этапе
обучения
классно-обобщающий; – контроль состояния вопросов в комплексе для
параллели классов;
обзорный – контроль отдельных вопросов образовательной деятельности
комплексный. - определение глубины воздействия разных учителей на
учащихся одного класса.
1.14. Правила внутришкольного контроля:
4

внутришкольный контроль
по поручению
директора
Учреждения
осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной работе,
руководители методических объединений, другие специалисты (далее проверяющие);
продолжительность тематических или комплексных проверок не должна
превышать 5—10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других
мероприятий;
проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;
при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений
законодательства Российской Федерации в области образования, о них сообщается
директору школы;
экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в
необходимых случаях, по согласованию с социальной и методической службой
школы;
при проведении планового контроля не требуется дополнительного
предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В
экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе
могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения;
при
проведении
оперативных
проверок
педагогический
работник
предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;
в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем
за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба,
на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).
1.15. Основания для внутришкольного контроля:
плановый контроль;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
обращение: физических и юридических лиц по поводу нарушений в области
образования.
1.16. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде:
аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля;
доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу;
иной формы, установленной в школе.
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при
необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников
Учреждения в течение семи дней с момента завершения проверки. Педагогические
работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны
поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они
поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.
При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с
результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в
конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления
образованием. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы,
целей и задач, а также с учетом реального положения дел:
5

проводятся заседания педагогического или методического советов,
производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно
номенклатуре дел школы.
1.17. Директор Учреждения по результатам внутришкольного контроля
принимает следующие решения:
об издании соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля
коллегиальным органом;
о проведении повторного контроля с привлечением определенных
специалистов (экспертов);
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
о поощрении работников;
иные решения в пределах своей компетенции.
1.18. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях
обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и
организаций, им сообщается в установленном порядке и в установленные сроки.
2. Личностно-профессиональный контроль
2.1. Личностно-профессиональный контроль предполагает изучение и анализ
педагогической деятельности отдельного учителя.
2.2. В ходе персонального контроля проверяющие изучает:
уровень знаний учителем современных достижений педагогической и
психологической науки, профессиональное мастерство учителя;
уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее
эффективными формами, методами и приемами обучения;
результаты работы учителя и пути их достижения;
повышение профессиональной квалификации через различные формы
обучения.
2.3. При осуществлении персонального контроля проверяющие имеют право:
знакомиться с документацией в соответствии с функциональными
обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое
составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на
заседании методического объединения и может корректироваться в процессе
работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями
учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы,
аналитическими материалами учителя;
изучать практическую деятельность педагогических работников школы через
посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков,
факультативов, секций;
проводить экспертизу педагогической деятельности;
проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом
полученной информации;
6

организовывать
социологические,
психологические,
педагогические
исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;
делать выводы и принимать управленческие решения.
2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие
органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.
2.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя
оформляется справка.
3. Тематический контроль
3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам
деятельности школы.
3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы
индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки
учащихся, уровня сформированности их общеучебных умений и навыков
активизации познавательной деятельности, в работе учителя над методической
темой, школьной документацией и другие вопросы.
3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического
состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую
практику современных технологий обучения.
3.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития
школы, проблемно ориентированным анализом работы школы по итогам учебного
года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.
3.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами,
сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы
школы.
3.6. В ходе тематического контроля:
проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного
руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся, посещения уроков,
внеклассных
мероприятий, занятий кружков, секций; проводится анализ школьной и классной
документации.
3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или
справки.
3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического
контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях,
заседаниях методических объединений.
3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные
на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества
знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.
7

3.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть
оформлены одним документом.
4. Классно-обобщающий контроль
4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или
параллели.
4.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о
состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.
4.3. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь
комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:
деятельность всех учителей;
включение учащихся в познавательную деятельность;
привитие интереса к знаниям;
стимулирование
потребности
в
самообразовании,
самоанализе,
самоопределении самосовершенствовании;
сотрудничество учителя и учащихся;
социально-психологический климат в классном коллективе.
4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по
результатам проблемно ориентированного анализа по итогам учебного года,
полугодия или четверти.
4.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется
необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными
проблемами.
4.6. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с
объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в
соответствии с планом работы школы.
4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся минипедсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы,
родительские собрания.
5. Комплексный контроль
5.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной
информации о состоянии образовательного процесса в Учреждении в целом или по
конкретному вопросу.
5.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из
членов администрации, руководителей методических объединений, творчески
работающих учителей Учреждения, под руководством одного из членов
администрации.
5.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план
проверки, распределить обязанности между собой.
5.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются
сроки и формы обобщения итогов комплексной проверки.
5.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами,
планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы,
но не менее чем за месяц до ее начала.
8

5.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании
которой директором школы издается приказ (контроль за исполнением которого
возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание
педагогического совета или совещание при директоре или его заместителях.
5.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с
контроля.
6. План внутришкольного контроля принимается на педагогическом совете,
утверждается директором Учреждения и должен полностью соответствовать
годовому плану работы образовательного учреждения.
В план внутришкольного контроля должны быть включены следующие
разделы:
1. Контроль выполнения Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Контроль за организацией учебно-воспитательного процесса.
3. Контроль за состоянием системы методической работы.
4. Контроль за состоянием системы здоровьесбережения, безопасности
жизнедеятельности и охраны труда данный приказ снимается с контроля.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».