Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Познай себя

1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«Школа №12 имени Героя Советского Союза Н.А. Белякова»
ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК «Школа №12
им. Героя Советского
Союза Н.А. Белякова»
Протокол №23
от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом директора
МБОУ г. Керчи РК «Школа №12»
им. Героя Советского Союза
Н.А. Белякова»
Приказ №411 от «01» августа 2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Направленность - профилактическая и коррекционно-развивающая
Срок реализации программы - 1 год
Тип программы - общеразвивающая
Вид программы - модифицированная
Уровень – базовый
Возраст обучающихся 12-16 лет
Составитель: Красильникова Анжела Геннадиевна,
Педагог дополнительного образования

г. Керчь, 2023 г.

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Познай себя» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
на 29 декабря 2022 г.);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных
гарантиях
прав
ребенка
в
Российской
Федерации»
(с изменениями на 31 июля 2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г. № 3;
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,

3

дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
15. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015
г. № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 19.12.2022 г.);
16. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в
Республике Крым»;
17. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
18. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
19. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
20. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
22. Уставом МБОУ г. Керчи РК «Школа №12 им. Героя Советского Союза Н.А.
Белякова».
23. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам.
Направленность
программы:
Программа
направлена
на
профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми девиантного
поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через
отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни,
оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для
физического, психического и социального благополучия. На одном из первых

4

мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического,
психического и духовного здоровья учащихся — фундаментальной основы для
полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов
ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи. Программа
по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс
социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление
условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную
психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по
восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Актуальность Программы продиктована требованием времени. Работа по
профилактике девиантного поведения предполагает целый комплекс социальнопрофилактических мер, которые направлены на оздоровление условий
семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психологопедагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по
восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия
учителей, психолога, родителей, работников ПДН, КДН и ЗП, органов опеки и
попечительства, центра социальных служб для семьи детей и молодежи.Одним
из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей
является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства.
Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями
позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход,
изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы,
которые ему мешают.
Новизна Программы заключается в том, что данная программа опирается на
понимание протитетности воспитательной работы, направленной на развитие
интеллекта ребенка, его морально-волевых и нравственных качеств.
Педагогическая целесообразность
Овладение психологической азбукой поможет ребятам понимать других людей,
распознавать их психологическое состояние, развивать в себе такие важные
качества как сочувствие, сопереживание, укрепить нравственные ориентиры.
Данная программа педагогически целесообразна, так как в условиях
организованного учителем общения сверстников ученики приобретают опыт
доверия и доброжелательного принятия каждого участника группы, учатся
сотрудничать и активно поддерживать партнера по общению, овладевают целым
рядом социально-психологических умений.
Отличительные особенности Программы.
1.

Тесное взаимодействие с семьёй.

2.

Сотворчество педагогов и детей.

3.

Развитие детской инициативы.

5

4.

Способность педагогов к неформальному общению.

5.
Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и
нравственного совершенствования.
6.
Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе
жизни.
7.

Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.

Обучение по программе ведется в разновозрастных группах. В данном
случае имеется ввиду учебные занятия, где в рамках учебного процесса,
взаимодействует постоянный состав обучающихся разного возраста, но одного
уровня подготовленности.
Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность
детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и
частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
Отличительной особенностью разновозрастной группы является
качественно новый социальный опыт межличностных взаимоотношений. В
такой группе ребёнок на протяжении всего обучения имеет естественную
возможность не только наблюдать способы межличностных взаимоотношений,
но и быть активным их участником
Воспитательный потенциал обучения в разновозрастной группе
существенно возрастает, так как обеспечивается взаимодействие, общение
обучающихся разного возраста, то есть удовлетворение важнейшей потребности
ребенка. Это возможно при организации совместной учебной деятельности
детей, которая создает основу разновозрастного обучения.
Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от 12
лет до 16 лет.
Подростковый возраст от 11-15 лет. Переход от детства к взрослости
составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый
период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими
качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте
происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на
пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомофизиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические
новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному
полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными
новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию
и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных
интересов.
Старший школьный возраст 15-17 лет (ранняя юность). Главное
психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего
внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в
самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая
деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой

6

формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные
интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст —
начальная
стадия
физической зрелости и
одновременно
стадия
завершения полового развития.
Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год и предполагает
среднюю сложность предлагаемого материала для освоения содержания. Общее
количество часов, необходимых для освоения программы составляет 36 часов.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень
обучения
базовый

Год
обучения
1 год

Количество
учащихся в
группе
15 человек

Количество Объем
Возраст
часов
в программы учащихся
неделю
1 час
36 часа
12 – 16 лет

Уровень Программы – базовый.
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение
некоторых тем возможно в дистанционном режиме.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему
подготовки обучающихся.
В данной Программе руководитель, исходя из интересов детей,
уровня их подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность
изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить
конкретные формы
Наполняемость в группе составляет 15 человек. Состав группы –
постоянный.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 1 час в неделю,
36 часов в год.

7

1.2 Цель и задачи Программы
Цель программ
1.

Адаптация учащихся школы девиантного поведения в социуме.

2.
Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование
у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития
здоровье сберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по
формированию здорового образа жизни.
3.

Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для
развития ребёнка, соблюдение прав.

Задачи программы
1.
Осуществление диагностической работы с целью выявления девиантных
явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей
по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
2.
Информационно-просветительская работа с целью профилактики
асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в
семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
3.
Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и
подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений
между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании,
формирование семейных ценностей.
4.
Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и
внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом
образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья
окружающих людей.
5.
Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического
мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание
информационного банка данных.
6.
Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе
принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
7. Обеспечение мотивации:
учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебновоспитательном процессе.

8

родителей на совместную деятельность по вопросам формирования
здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.
8.
Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и
окружающим,
9.
Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению
активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор
форм поведения.
10.
Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный
статус, выполнять определенную роль в коллективе
11.
Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его
прикладным видам, научить организации творческих контактов
12.
Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного
поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
1.3. Воспитательный потенциал Программы
Цель воспитательной работы в творческом объединении – личностное
развитие обучающихся.
Основные задачи:
- формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- укрепление здоровья;
- профессиональное самоопределение и творческий труд детей;
- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в обществе;
- социализация детей;
- работа с семьей;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
1.4. Содержание Программы
Учебный план
№
1
2
3

4

Название раздела

Количество
часов
Культура поведения.
13
Эмоции, друзья, семья 15
и я.
Моя занятость.
8
Мой выбор. Мой
интерес.
ВСЕГО
36

Теоретический
материал
13
15
8

36

9

Содержание учебного плана
Занятия по программе осуществляются в разновозрастных группах, при
организации таких групп педагогом учитываются дифференциация учебной и
физической нагрузки для детей разного возраста. При организации обучения,
чаще проводятся деления на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и
величина умственной и физической нагрузки соответствовала возрасту каждого
ребёнка. В каждом конкретном случае педагог в составе группы выделяет 2-3
подгруппы, и в соответствии с ними дифференцирует образовательную
деятельность.
1. Культура поведения. (13ч)
1. «Устав школы, правила поведения учащегося» - беседа 1ч
2. «Культура общения» - беседа 1ч
3. «Ответственность за проступки» - беседа 1ч
4. «За что ставят на учет в КДН?» «За что ставят на ВШУ?» - беседа 1ч
5. «Шутки или хулиганство» - беседа 1ч
6. «Всегда ли ты поступаешь правильно?» - беседа 1ч
7. «Чистота разговорной речи. «Слова – сорняки» - беседа 1ч
8. «Права и обязанности несовершеннолетнего» - лекция, беседа 1ч
9. «Правила поведения во время каникул» - лекция, беседа 1ч
10. «Правила поведения в общественных местах» - лекция, беседа 1ч
11. «Что такое вежливость?» - беседа 1ч
12. «О честности и умении держать слово» - беседа 1ч
13. «Можно ли воровать?» - лекция, беседа 1ч
2. Эмоции, друзья, семья и я. (15ч)
«Отношения с одноклассниками» -беседа 1ч
«Твоя семья. Обязанности по дому» - беседа 1ч
«Мои недостатки» - беседа, тренинг 1ч
Интеллектуально-познавательная игра 1ч
«Как справиться с плохим настроением, раздражением, обидой?» - лекция,
беседа 1ч
6. «Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления» - тренинг, беседа 1ч
7. «Умей сказать-нет» - беседа, трениг 1ч
8. «Я и мои друзья» - беседа 1ч
9. «Мои успехи и неудачи» - беседа, тренинг 1ч
10.«Дружба начинается с улыбки» - беседа, тренинг 1ч
11.«Наши чувства и действия» - беседа, тренинг 1ч
12.«Мы-разные» - беседа, тренинг 1ч
13.«Здоровый образ жизни» - лекция, беседа 1ч
14.«Детские жалобы» - беседа 1ч
15. «Семейные ценности. Взаимоотношения в семье» - лекция, беседа 1ч
1.
2.
3.
4.
5.

10

3.Моя занятость. Мой выбор. Мой интерес. (8 ч)
1.
2.
3.
4.
5.
6.

«Твои интересы. Внеурочная деятельность» - беседа 1ч
Игра «Школа безопасности» - игра 1ч
«Делу время, потехе час!» - беседа 1ч
«Последствия самовольного ухода из школы» - беседа 1ч
«Жизнь дана на добрые дела» - беседа, тренинг 2 ч
«Занятость на каникулах. Как я проведу каникулы» - беседа 2 ч

11

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
✓ начало учебного года – 01 сентября, конец учебного года –26 мая;
✓ начало учебных занятий не ранее 15-15 часов, окончание – не позднее
16-15 часов;
✓ продолжительность учебного года 36 недель;
✓ объем программы 36 часов в год.
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.

12

Календарный учебный график
месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

Недели
обучения

1 2

3

4

5

6

7

8

9

Кол-во часов

1 1 1

1

1

1

1

1

1 1

Аттестация/
Формы
контроля

Входная
диагностик
а

Всего часов 36

4

4

1
0

4

декабрь
11

1
2

1

1

январь

февраль

март

апрель

май

1
3

1
4

1
5

1
6

1
7

1
8

1
9

2
0

2
1

2
2

2
3

24

2
5

2
6

2
7

2
8

2
9

3
0

3
1

3
2

33

3
4

3
5

3
6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Промежуточная
диагностика,
аттестация
4

Итоговая
диагностика,
аттестация
4

4

4

4

4

2

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
Информационное обеспечение.
- учебные фильмы;
- книги.
-интернет-источники
1. Российский общеобразовательный портал, единое окно доступа к
образовательным ресурсам. URL:http://window.edu.ru
2. Социальный портал в области образования для подростков, их родителей и
учителей. URL: www.planetashkol.ru
3. Сайт издательского дома. «Первое сентября» URL:www.1september.ru
4. Единый каталог образовательных услуг. URL: https://infourok.ru/
5. ЕдиныйУрок.рф — интернет-портал для проведения Единых уроков и
образовательных
мероприятий,
рекомендованных
Министерством
просвещения Российской Федерации. URL: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn-p1ai
6. МультиУрок – образовательная площадка. URL:https://multiurok.ru/
7. Образовательная социальная сеть URL: http://nsportal.ru
Кадровое обеспечение.
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
соответствующий нормам профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденных Приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых
тем возможно в дистанционном режиме.
Используемые педагогические технологии:
Этапы реализации программы:
Первый этап — организационный (анализ состояния, непосредственное
планирование, согласование планов).
Второй этап — диагностический (изучение потребностей и запросов
«трудных» детей).
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление
запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их
реализацией).

3

Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с
учетом выработанных рекомендаций.
Диагностика
1.

Информация об учащихся (сбор сведений; акты)

2.

Информация о семьях (сбор сведений, акты)

3.

Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)

4.

Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся

5.

Списки состоящих на учете

6.

Списки уклоняющихся от учебы

7.

Папка классного руководителя

Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
работа с учащимися;
работа с семьей;
работа с педагогами;
организация досуга детей
Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями,
способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие
семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
- привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности
детей;
- выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
- разработка основных правил семейного воспитания;
- создание положительной мотивации у родителей
образовательному учреждению, своему ребенку;

в

содействии

- всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей
- способствовать созданию комфортных условий в семье для развития
личности ребенка.

4

Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы,
дискуссии, лектории для родителей);
- психокоррекционная работа — семейная консультация (оказание помощи
семье в конфликтных ситуациях);
- психопрофилактическая — приглашение специалистов (врача-нарколога,
психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
- опрос родителей и детей;
- совместные праздники;
- творческие семейные выставки
Основные направления работы с семьей:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи
и города;
- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих
семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические
особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного
взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как
улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и
последствиях их употребления»
Работа с педагогами
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в
подростковой среде;
- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности
детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности,
правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди
несовершеннолетних
Работа с учащимися

5

Цели и задачи:
- формирование здорового образа жизни и высокоэффективных
поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
- профилактика вредных привычек (употребления ПАВ, табакокурения,
алкоголя, наркотиков);
- профилактика правонарушений;
- психокоррекция;
- профориентация;
- пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая
социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную
работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них
позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить,
чувство ответственности.
Психологическое сопровождение
1. Специально — коррекционные занятия
2. Индивидуальные консультации
3. Программа профилактики и коррекционной работы с девиантными
подростками
Организация педагогической помощи
1.
Создание благоприятных условий для развития личности «трудного»
ребенка.
2.
Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках
«трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий,
помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».
3.
Забота об укреплении положения детей в классном коллективе,
организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.
4.
Формирование положительной Я — концепции. Создание у личности
обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа,

6

результата
деятельности
ученика,
его
достижений.
Поощрение
положительных изменений. От авторитарной педагогики — к педагогике
сотрудничества и заботы.
5.
Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника.
Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества;
контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация психологической помощи
1.
Изучение психологического своеобразия «трудных» подростков,
особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к
учению, волевого развития личности, профессиональной направленности,
недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
2.
Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств
и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на
детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
3.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку
разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
4.
Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им
совершать более осмысленные поступки, подняться над своими
переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
5.
Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных
средств воспитания
Организация свободного времени учащихся
Свободное время — умение разумно и интересно, с пользой для себя и
окружающих проводить свой досуг — острая проблема «трудных» детей. С
одной
стороны,
досуговая
деятельность
привлекает
учащихся
нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности,
широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером
отношений. Количество свободного времени у «трудного» вырастает в неделю
приблизительно до 50 часов, а в день — до 8 часов. С другой стороны,
наблюдается неумение «трудного» рационально использовать свое свободное
время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности.
Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт
самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки
самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов,
умения добиваться поставленной цели.
1.

Изучение интересов и способностей детей.

7

2.
Вовлечение детей асоциального поведения в кружки,
общественно полезную деятельность, движение милосердия.

секции,

3.
Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в
библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить
список интересных и необходимых для развития книг.
4.
Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных
объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в
переориентации интересов.
5.
Поощрение любых видов художественного и технического творчества
учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
6.
Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля
дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в
критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность,
занятия спортом, общественной деятельностью)
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и
потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Формы обучения и виды занятий.
- групповая работа
-треннинг.
- дискуссия
-беседа
-тесты
-конкурсы
-индивидуальная консультация
Педагогические технологии.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Алгоритм учебного занятия:
• приветствие, проверка присутствия обучающихся;
• объявление темы и цели занятия;

8

повторение правил поведения на занятии;
• повторение пройденного материала;
• объяснение нового материала;
• опрос по усвоению нового материала;
• подведение итогов занятия;
Методические материалы:
Методические разработки:
- раздаточный материал;
- разработки вопросов и заданий для устного и письменного опроса, бесед,
конспектов открытых занятий, тестов, практических заданий, упражнений.
Дидактические материалы: поурочное планирование
•

2.3 Формы аттестации и контроля
Контроль
1.

Индивидуальные карточки учета

2.

Посещение учащихся на дому

3.

Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН и ЗП, ПДН

4.

Совместная работа с инспектором по охране прав детства

5.

Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий

6.

Проверка занятости после уроков

7.

Анализ социального паспорта школы

8.

Совещания при директоре

9.

Административные совещания

10.

Методические семинары

9

2.4. Список литературы
1. 1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 1998. 170 с.
2. 2. Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения
человека в социуме / Э. Аронсон. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с.
3. 3. Бабаева, Ю.Д. Психология одарённости детей и подростков./ Ю.Д. Бабаева, Н.С.
Лейтес. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 336 с.
4. 4. Беличева, С.А. Основы превнтивной психологии / С.А. Беличева. - М.: РИЦК
Социальное здоровье России, 1994. - 221 с.
5. 5. Березин, В.Ф. Психическая адаптация и тревога / В.Ф. Березин // Психические
состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
6. 6. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. - М.:
Наука, 1987. - 309 с.
7. 7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб: Прайм - Еврознак, М.: Олма - Пресс, 2005. - 666 с.
8. 8. Вингендер, И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии /
Вингендер // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.5-15.
9. 9. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод.
пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
10. 10. Гилинский, Я. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский. - СПб.: СПбФ
РАН, 1999. - С. 12-27.
11. 11. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной
защиты / Под ред. В.А. Никитина. - М., 1996. - 147 с.
12. 12. Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А. Невского. - М.: Наука, 1987. 182 с.

10

3. Приложения
3.1. Календарно-тематическое планирование(Приложение1)
3.2. Лист корректировки(Приложение2)

11

Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА № 12 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А. БЕЛЯКОВА»

СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
Прошакова Е.Е.
«30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Сырбул А.Б.
«31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБУО г. Керчи РК
«Школа № 12 им. Героя Советского
Союза Н.А. Белякова»
Приказ №411 от 01.09.2023г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружка «Познай себя»
2023/2024 учебного года
МБУО г. Керчи РК «Школа № 12 им. Героя Советского Союза Н.А. Белякова»
Педагог: Красильникова А.Г.
Количество часов в неделю - 1 ч /на год – 36 ч
Планирование составлено на основе программы:
Дополнительная образовательная программа кружка «Познай себя»

12

Календарно тематическое планирование
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Наименование разделов и тем
Устав школы, правила поведения
учащегося
За что ставят на учет в КДН? За что
ставят на ВШУ?
Ответственность за проступки
Права и обязанности
несовершеннолетнего
Шутки или хулиганство
Всегда ли ты поступаешь
правильно?
Культура общения
Правила поведения в
общественных местах
Что такое вежливость?
О честности и умении держать
слово
Последствия самовольного ухода из
школы
Можно ли воровать?
Чистота разговорной речи. Словасорняки
Твоя семья. Обязанности по дому

Дата
проведения
по плану

Дата
проведения
по факту

Примечание (корректировка)

13

15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Семейные ценности.
Взаимоотношения в семье
Отношения с одноклассниками
Дружба начинается с улыбки
Я и мои друзья
Мы - разные
Мои недостатки. Интелектуальнопознавательная игра «Я и мой
выбор»
Мои успехи и неудачи
Мои сильные и слабые стороны
Наши чувства и действия
Конфликты в нашей жизни и
способы их преодоления
Как справится с плохим
настроением, раздражением и
обидой
Будь честным и справедливым
Учимся честно говорить о поступке
Мои эмоции
Твои интересы. Внеурочная
деятельность
Делу время, потехе час!
Здоровый образ жизни
Умей сказать нет. Правовая игра
«Мой взгляд»

14

33- Жизнь дана на добрые дела
34
35-36
Занятость на каникулах
Итого

36 часов

15

Приложение 2
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«__________»
№

Причина корректировки

Дата

Согласование с зам. по УВР
(подпись)

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».